1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка 2. Организационный раздел 2.1. Перспективный план совместной образовательной деятельности старший дошкольный возраст 5-6 лет 2.2. Перспективный план совместной образовательной деятельности старший дошкольный возраст 6-8 лет 3. Материально-техническое обеспечение программы Список литературы 1. Пояснительная записка Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами в рамках ФГОС, это формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности. Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы (доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре. Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у детей интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать, а также расширять активный словарь детей (техническими терминами и пр.). Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование их можно использовать по пяти областям ФГОС: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Кроме этого, LEGO – конструирование и робототехника 3 позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно – технической направленности, остро востребованных сегодня. Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности. LEGO способствует: 1. Развитию у детей сенсорных представлений (цвет, форма, размер…). 2. Развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления (анализа, синтеза, классификации, обобщения). 3. Развитию мелкой моторики. 4. Сплочению детского коллектива, формированию навыков сотрудничества (принятие совместных решений, задач, распределение ролей…). 5. Развитие речи (монологической, диалогической, словарного запаса…). 6. Развитию детского творчества Основные принципы работы с LEGO: • доступность и наглядность • последовательность и систематичность • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей Оно позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые сюжеты и модели. Позволяет формировать способность воспринимать внешние свойства предметного мира; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях. Позволяет реализовывать самостоятельные творческие решения, создавая новые конструкции и модели. Способствует развитию крупной и мелкой моторики. На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «LEGO-конструирование». Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Цель: Формирование у дошкольников творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов LEGO. 4 Задачи: 1. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию и техническому творчеству. 2. Развивать у детей сенсорные способности, память, внимание, мелкую моторику. 3. Сформировать умение работать совместно с другими детьми и педагогом. 4. Знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах LEGO. 5. Учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки. 6. Развивать способность экспериментирования с деталями конструкторов, создавая собственные конструкции и модели. 7. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать взаимосвязь между их строением и назначением. 8. Формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца. 9. Развивать познавательную активность, воображение, фантазию, самостоятельность и творческую инициативу. Формы и режим занятий: С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, Ф. Фребель и др.) предложили различные формы организации обучения. Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей 5 конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников. Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности. Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство по замыслу обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений полученных ранее. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей: - наблюдение за деятельностью детей; - задания для самостоятельного выполнения; - общение с ребенком. К концу первого года обучения дети могут: сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия; использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем; 6 строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой; конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей располагать кирпичики, пластины вертикально; правильно использовать детали строительного материала; Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-8 лет дети научатся: различать и называть детали конструктора; конструировать по условиям заданным взрослым; конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме; самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы; работать в паре, коллективе; - рассказывать о постройке. У детей сформируются: морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности; познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность; качества самостоятельно договариваться друг с другом; конструкторские навыки и умения; Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус. 7 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2.1. Перспективный план совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст 56 лет) Первое полугодие: Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования; Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве; Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно; Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей; Знакомить с названием деталей; Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи; Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом. Второе полугодие: Учить работать с мелкими деталями; Создавать более сложные постройки; Работать вместе не мешая друг другу, создавать коллективные постройки; Учить рассказывать о постройке других воспитанников; Самостоятельно распределять обязанности; Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец; Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями; Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций; Развивать творческую активность; Навыки межличностного общения и коллективного творчества; Способности к анализу и планированию деятельности; Интерес к лего-конструктору. 8 Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей). Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. Основные формы занятий: Моделирование по схеме, замыслу, образцу; Работа над проектами (второе полугодие). Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы: Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта; Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях; Заключительный: вывод о роделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес. Перспективное планирование в старшей группе Месяц Тема Дом лесника Разные домики Октябрь Кафе Конструирование по замыслу. Цели Учить строить большой дом для лесника. Учить строить домики разной длины и величины. Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 9 Плывут корабли Катер Ноябрь Пароход Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. Конструирование по замыслу Зоопарк Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. Верблюд Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. Учить строить верблюда. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Домашние животные Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. Дети Январь Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обещающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Слон Декабрь Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. Дом фермера Конструирование по замыслу. Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГОконструктора «Дупло». Учить находить материал для постройки. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 10 Грузовой автомобиль Пожарная часть Февраль Самолет Март Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Поезд мчится Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. Беседка Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. Пастбище Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Ракета, космонавты Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке. Светофор, регулировщик Апрель Учить создавать сложную постройку грузовой машины из ЛЕГО-конструктора. Учить правильно соединять детали. Конструирование по замыслу Робот Закреплять знания о светофоре. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Показать игрушку робот. Учить строить робота. 11 Речные рыбки Май Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Аквариум Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. Лабиринт Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. Попугай Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. 2.2. Перспективный план совместной образовательной деятельности (старший дошкольный возраст 6 - 8 лет) Задачи: Закреплять навыки, полученные в старшей группе; Обучать конструированию по графической модели» Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве. Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим решением). На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте. Перспективное планирование в подготовительной к школе группе. Месяц Тема Цели Октябрь Грузовик везет кирпичи Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. 12 Ноябрь Корабль Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. Аэропорт Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Многоэтажные дома Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. Магазины Детский сад Закреплять названия магазинов, их виды. Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Животные на ферме Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Овечка Декабрь Дом фермера Конструирование по замыслу. Качели Январь Карусели Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГОконструктора. Закреплять полученные навыки. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора. Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГОконструктора. 13 Беседка для ребят Горка Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. Закреплять знания о городском транспорте. Городской транспорт Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. Светофор Февраль Март Знакомство с дорожными знаками Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. Слон Учить строить слона с большим хоботом из легоконструктора. Развивать творческие навыки и терпение. Верблюд Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов. Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Ракета, космонавты Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. Космический корабль Апрель Закреплять знания о светофоре. Луноход Конструирование по замыслу Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 14 Май Паровоз везет товары Станция Дома на нашей улице. Конструирование по замыслу Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. Закреплять умение строить домики. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 15 3. Материально-техническое обеспечение программы Предметно-развивающая среда: Строительные наборы и конструкторы: - «Лего-Дупло»; - «Лего-Education» Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.). Демонстрационный материал: - наглядные пособия; - цветные иллюстрации; - фотографии; - схемы; - образцы; - необходимая литература. 16 Список литературы: 1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. 2. Мельникова О.В. Лего – конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. 3. Фешине Е.В. Лего – конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144 с. 4. Интернет ресурсы – ciubsamodelok.ru/podelki-iz-iego/, chudopredki.ru/9815- chto…iz-lego…, rukodelieinfo/ru/…iz-konstruktora/ 17