Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119 620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19 тел.: (343)227-94-00 620105, г. Екатеринбург проспект Академика Сахарова, 43 тел.: (343)227-94-03 e-mail: mdou119@eduekb.ru https://119.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим Советом МАДОУ детским садом № 119 Протокол № 1 «28» августа 2020 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ № 119 _____________/О.В. Миронова Приказ от «28» августа 2020 г. № 94-о ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛОГОРИТМИКА» Возраст обучающихся 3-5 лет Срок реализации 2 года г. Екатеринбург, 2020 1 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------- 3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ----------------------------------------------------- 7 1.2. Цели и задачи реализации Программы -------------------------------- 8 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы --------------- 8 1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста ---------------------------------------------------------- 12 1.5. Планируемые результаты освоения Программы --------------------- 20 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программно – методическое обеспечение Программы------------- 22 2.2. Формы, методы и приемы работы--------------------------------------- 22 2.3. Структура построения занятий Программы -------------------------- 31 2.4. Взаимодействие с родителями ------------------------------------------- 33 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Проектирование образовательного процесса ------------------------- 34 3.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности 35 3.3. Оценочный материал по эффективности занятий--------------------- 35 3. 4.Материально-техническое обеспечение ------------------------------- 37 3.5. Список литературы --------------------------------------------------------- 40 2 ВВЕДЕНИЕ В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.). Наблюдая за детьми, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус. Для некоторых дошкольников характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. 3 Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные примерной общеобразовательной программой дошкольного образования. В современной педагогике принцип комплексного развивающего воздействия на детей дошкольного возраста является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы развития речи. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают задач по развитию психомоторики детей. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей дошкольного возраста являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по развитию речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Логоритмические совершенствование занятия его речи, направлены овладение на всестороннее двигательными развитие ребёнка, навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической 4 сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская). Таким образом, появилась необходимость в создании специальных условий для детей дошкольного возраста для развития речи, а именно в организации дополнительного образования детей в условиях кружковой деятельности для детей дошкольного возраста «Логоритмика». Реализация данной программы позволит детям в комплексе развивать речь, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе. Список используемых сокращений: ДОУ - дошкольное образовательное учреждение; МАДОУ – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение; СанПиН - санитарные правила и нормативы (Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года); ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования; ДОД – дополнительная образовательная деятельности; Программа – дополнительная образовательная программа «Логоритмика» 5 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Логоритмика» разработана для детей дошкольного возраста в соответствии с ООП МАДОУ детского сада № 119, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конституция РФ, ст.43, 72.; Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.); Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года N 41; Устав МАДОУ. Тип Программы – развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми дошкольного возраста. 1.2. Цель и задачи реализации Программы Цель Программы – организация развивающего пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего речевое развитие путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий. Задачи: развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения; развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений; учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки; развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику; развивать силу голоса и выразительность речи и пения; развивать мелкую моторику, точность движений; формировать правильную артикуляцию звуков; развивать творчество и инициативу. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Программа строится на общедидактических и специфических принципах. Общедидактические принципы: Принцип систематичности Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала. Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Специфические принципы: Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей. Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя логоритмические в качестве средства неспецифической повышают общую терапии, ритмические тренированность и организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии - принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие. Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с общим недоразвитием речи: ослабленность, наличие парезов. Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах). Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития функциональных систем детей дошкольного возраста. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Организация развивающего процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе. Новизна Программы заключается в создании условий для развития речевых нарушений у детей, обучающихся в общеобразовательных группах дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности. А также в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационнокомпьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернетресурсов), которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность. Практическая значимость Программы состоит: во внедрении в практику системы кружковой работы с детьми дошкольного возраста, направленной на речевое развитие; в отработке содержания дополнительной образовательной деятельности; в отборе и апробации современных образовательных технологий, разнообразных форм, методов и приемов дополнительной образовательной деятельности, комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста, через организацию логоритмических занятий. 1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста Остановимся на особенностях развития ритма и речи, которая лежит в основе речевого самовыражения. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. Именно в этот период ребенок начинает ощущать фразировку и ритм в процессе пения. Ритмическое самовыражение у него в этот период произвольное, но он уже способен передать ритм стиха и песенки, хотя поет еще «свои мелодии». К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания и певческой выразительности. Именно в этом возрасте ребенок переходит от пения «своих мелодий», к пению песен, предложенных педагогом. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. В пении ребенок начинает различать темп, динами, ритм. К условиям формирования нормальной речи относятся наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи и пения, одновременно развивается его речевой и вокальный слух — ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и музыкальных, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. Рассмотрим возрастные особенности психического, физического и речевого развития детей, которые определяют способы самовыражения ребенка. В младшем дошкольном возрасте развивается мелкая моторика, поэтому преобладание ритмически организованных действий является важным. То есть ритмика, ритмические упражнения в игровой форме важны как на логоритмике, так и на музыкальных занятиях. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами и проявляются в игровой деятельности. Однако они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом, в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Развитие музыкальной и устной речи в этот период зависит от развивающей среды. Дети общаются со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. д.). В быту, в самостоятельных играх дети посредством речи, слушают музыку и песни взрослых, напевают услышанные песенки. Важным достижением данного возраста является появление связной речи и связного пения. К концу года дети могут: • по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого выражать свои чувства по поводу увиденного и услышанного. • выразительно отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи разнообразные интонации, ритмические конструкции, однако дыхание нередко бывает неровным, движения рефлекторные и зависят от конкретных условий. Самовыражение детей в данном возрасте носит еще рефлекторно-импульсивный характер, обусловленный природой ребенка. У детей среднего дошкольного возраста (от четырех до пяти) появляются ролевые взаимодействия в игровой деятельности. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Продолжает развиваться воображение, формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков, дикция становится более четкой. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают рифмы, ритмическая структура речи, движений. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. Основные достижения возраста связаны: с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией. Совершенствуется звуковая культура речи — закрепляется правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывается произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжает развиваться артикуляционный аппарат. Активизируется работа над дикцией: совершенствуется отчетливое произношение слов и словосочетаний. Совершенствуются интонационная выразительность речи. Меняется грамматический строй речи — дети активно экспериментируют со словом, характерное для пятого года жизни словотворчестве, в речи проявляется их самовыражение. Дети успешно справляются с заданием на составление рассказов по картине, драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. К концу года дети: употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, свойства и качества предметов; осмысленно работают над собственным произношением; подробно, с детализацией и повторами рассказывают о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки, драматизируют отрывки из знакомых произведений; рассказывают невероятные истории, что является следствием активного развития фантазии; сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия). Все это характеризует проявление самостоятельности детей и стремление к самовыражению. В это период у детей проявляется ситуативно-имитационное самовыражение, и оно зависит от объема знаний, информации, а так же от условий, в которые ребенок попадает. Дети от пяти до шести лет (старший дошкольный возраст) уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно избранной роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, придуманные образы нередко дети принимают за действительность. Совершенствуется звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Продолжает развиваться речь как средство общения. В повседневной жизни, в играх формируются формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Дети учатся решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Продолжает развиваться фонематический слухи и определяется место звука в слове (начало, середина, конец). Дети чувствуют фразировку в песне. Отрабатывается интонационная выразительность пения и речи. Развивается умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Развивается умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. К концу года дети приобретают умения объяснять правила игры; аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника; самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Самовыражение в данном возрасте приобретает новые качественные характеристики, ребенок выразить возникающие образы различными способами, в движении, в чувствах и эмоция, в образах и знаках. Ребенок старшего дошкольного возраста входит в стадию импровизационно-действенного самовыражения. Дети седьмого года жизни (подготовительная группа) начинают осваивать сложные взаимодействия людей в сюжетно-ролевых играх, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить развитием логического мышления, массовой информацией, приводящими детские образы к стереотипу. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Однако образное мышление преобладает у детей данного возраста. Важно приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, необходимо подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений. Дети продолжают содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях, о поучительных случаях из своего детства и выдуманных историй. Совершенствуется речь как средство общения. Дети приучаются к самостоятельности ответов и суждений, осваивают формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение). Совершенствуется умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывается дикция: дети внятно и отчетливо произносят слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствуется фонематический слух: дети называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове. Вырабатывается навык осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Дети продолжают упражняться в согласовании слов в предложении. Совершенствуется умение образовывать по образцу однокоренные слова. Формируется элементарное представление о предложениях, их структуре. Дети могут правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда, например). Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи. У детей продолжает формироваться умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть внимательными и корректными собеседниками. Развивается умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжает совершенствоваться умение сочинять короткие сказки на заданную тему и простые небылицы и загадки. К концу года дети могут: участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете: по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Самовыражение ребенка в старшем дошкольном возрасте остается природосообразным, поскольку ребенок еще находится в приближенных к домашним благоприятных условиях, однако новым приобретением становится активно развивающийся познавательный и интерес и стремление к осмыслению своей самостоятельной деятельности. У ребенка данного возраста завершается формирование импровизационно-образного самовыражения и начинает импровизационно-логическое самовыражение, которое, при закладываться благоприятных обстоятельствах, может формироваться в условиях начальной школы. Основываясь на изложенных положениях можно сделать выводы. 1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития основ двигательной, певческой и речевой активности. Активность детей обеспечивается самовыражением личности в процессе различных видов деятельности, в процессе комплексных занятиях по музыке, ритмике и логоритмике. 2. Каждый ребенок проходит стадии самовыражения: в младшем дошкольном возрасте рефлекторно-импульсивный характер самовыражения, в среднем дошкольном возрасте ситуативно-имитационное самовыражение, старший дошкольник входит в стадию импровизационно-действенного самовыражения, у детей подготовительной группы активизируется импровизационно-образное самовыражение. 3. В специально организованных педагогических условиях у детей развивается «чувство языка», «чувство музыки», «чувство движения». У ребенка может создаваться образ движения, образ темпа и ритма, образ ритмоформы, вхождение в которые позволяет ему самореализоваться в разных направлениях и видах деятельности. 4. Работа со звучащим словом вызывает у ребенка желание экспериментировать, самостоятельно ориентироваться в речи, музыке, пении, движении, а это позволяет ему находить смысл увиденному и услышанному, создавать их образ и вырабатывать способы выражения себя в слове, в пении, движении. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения Программы в виде целевых ориентиров: Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам. Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ. У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения. Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка. Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках. Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма. Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега. Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений. Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд людей. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программно – методическое обеспечение Программы Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий: по логоритмике: 1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Изд-во «Сфера», 2004. 2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2— З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2006. по оздоровлению детей: 1. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995. 2.2. Основные направления, технологии, содержание, формы и методы дополнительной образовательной деятельности Реализация программы «Логоритмика» проходит по двум направлениям: РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ -совершенствование общей моторики, координации движений, -развитие темпа и ритма дыхания, голоса; -регуляция мышечного тонуса; -выработку умеренного темпа и ритма речи - развитие восприятия - слухового внимания - формирование интонационной выразительности; - воспитание подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, - развитие орального праксиса (артикуляционной и мимической моторики); - оптико-пространственных - развивать координацию речи с представлений движением; - зрительной ориентировки на собеседника, -воспитание правильного звукопроизношения - чувства темпа и ритма движений, музыки -формирование фонематического слуха - слуховой памяти - активизация словарного запаса - воспитание волевых качеств (смелости, настойчивости, решительности, выдержки) -развитие грамматической правильности речи Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные. К традиционным технологям относятся: Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п. На занятиях используются следующие виды ходьбы: • ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами; • ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой; • ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала; • ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному; • ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-уу; • ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены; • ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга); • ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д. Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки). Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются: 1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, 2. выработка продолжительного речевого выдоха, 3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.упражнения на словотворчество также входит в эту группу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Заключительные упражнения (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и др. Инновационные технологии: Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых. «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков). Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств. Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики). Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости). Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы). Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.). Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. Формы, методы реализации Программы Программа дополнительного образования «Логоритмика» основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми дошкольного возраста. В данном образовательной процессе используются групповая форма работы. Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими коррекционно-воспитательном видами занятий в процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей дошкольного возраста. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий. На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений: 1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.; 2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела; 3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п. Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи: 1) краткое описание и объяснение новых движений; 2) пояснение, сопровождающее показ движения; 3) указание, необходимое при воспроизведении движения; 4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных 5) вопросы для проверки осознания действий; 6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно игр; использовать считалки, игровые зачины и т.п.); 7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ; 8) прежних словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения. Практические проверку методы – обеспечивают действенную правильности восприятия движения на собственных мышечно- моторных ощущениях. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоциональноэффективный. Соревновательный отработанных метод двигательных используется навыков. в Особенно целях совершенствования важным является уже воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности. 2.3. Структура построения занятий Программы Структура дополнительной «Логоритмика»: 1. образовательной деятельности по программе Вводная часть составляет примерно 10 % от времени всего занятия. Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений. 2. Основная часть составляет 70 – 80 % времени занятия. В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений: – на развитие дыхания, голоса, артикуляции; – на развитие внимания; – регулирующие мышечный тонус; – формирующие чувство музыкального размера; – на развитие чувства темпа и ритма; – на развитие координации движения; – на координацию речи с движением; – на координацию пения с движением; – на развитие речевых и мимических движений. 3. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10 – 15 %). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии. 2.4. Взаимодействие с родителями Для реализации программы дополнительного образования «Логоритмика» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества: игровой семинар-практикум «Речь – ритм - движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников средствами логоритмических упражнений; стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождение» несёт цель педагогического просвещения; буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»; привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений; информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»; открытые итоговые мероприятия для родителей. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Проектирование образовательного процесса, объем и реализация Программы Программа дополнительного образования для дошкольников «Логоритмика» рассчитана на два года обучения. Максимальная учебная нагрузка составляет 42 занятий. Продолжительность дополнительной образовательной деятельности и их количество: 3-4 года – 8 занятий в месяц не более 15 минут; 4-5 лет – 8 занятий в месяц не более 20 минут. С целью реализации Федерального государственного образовательного стандарта образовательная нагрузка рассчитана на 9 месяцев. Занятия по логоритмике проводит логопед во вторую половину дня. Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Занятие проводится малой группой детей, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. Организатором занятий выступает учитель-логопед. Расписание занятий кружка представлено в Приложении № 1. 3.2. Примерный учебно – тематический план дополнительной образовательной деятельности «Логоритмика» Примерный учебно – тематический план дополнительной образовательной деятельности «Логоритмика», в котором прописаны темы, количество занятий и общее количество времени, потраченное на непосредственную образовательную деятельность в каждой возрастной группе. (Приложение №3) В примерном тематическом планировании дополнительной образовательной деятельности кружка «Логоритмика» прописаны сроки, темы, программное содержание дополнительной образовательной деятельности, формы работы с детьми. (Приложение № 4). 3.3. Оценочные материалы по эффективности занятий Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. – 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 4. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5балльной шкале: • силу движений, • точность движений, • темп движений, • координацию движений, • переключение с одного движения на другое. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение с одного движения на другое. • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. • Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение № 5) Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач: 1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка; 2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы; 3. Для отбора методов, приемов и технологий. 4. Для оценивания эффективности занятий. 3.4. Материально – техническое обеспечивание Реализация программы дополнительного образования «Логоритмика в детском саду» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационнокомпьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов). Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Условия реализации Программы Требования к среде: • Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. • Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. • Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам. • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели. • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики. • Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием. Центр развивающей работы: • Игровое пространство для реализации развивающего процесса; • Ковер; • Мольберт; • Фланелеграф; • Столы и стулья; • Музыкальный инструмент (фортепиано) Технические средства: • Ноутбук -1; • Проектор -1; • Музыкальный центр - 1; • Принтер - 1; • Сканер - 1. • Музыкальные произведения. Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: • Бланки с заданиями по темам; • Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных; • Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям; • Картотеки артикуляционных, дыхательных, пальчиковых упражнений; • Схемы-планы, модели. Игровой и спортивный инвентарь: • • Ростовая кукла - 1. Костюмы зверей – 5 шт.; фонопедических и • Музыкальные инструменты: - колокольчики – 11 шт., - ложки – 31 шт., - бубенчики – 2 шт., - маракас – 2 шт., - румба – 2 шт., - бубны – 2 шт., - барабаны – 5 шт., - терка – 2 шт., - треугольники – 7 шт. • Спортивный инвентарь: - канат – 1 шт., - обручи – 20 шт., - мягкий конструктор – 1 шт., - мат – 1шт., - индивидуальные коврики – 25шт.; • Пособия на развитие дыхание, • Ритмические палочки – 48 шт., • Массажные мячики «Су-джок» - 12 шт. 3.5. Список литературы 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика) 3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия; 032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). - СПб.: «Петербург –XXI»,1997. 4. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 3-5 лет. Занятия и упражнения. М.: «ТЦ СФЕРА», 2006. 5. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 6. группы. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная – М.: Академия развития, 2006. 7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005. 8. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.: Аверсэв,, 2004. 9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «ГномПресс», 1997 г. – 64 с. 10. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с. 11. Пособие Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005. 12. Лопухина И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997. 13. Микляева логопедическая Н.В., Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с. 14. Овчинникова Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО», 2009. 15. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт. - сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с. 16. Таран Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 17. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995. 18. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с. 19. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007.