Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119 620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19 тел.: (343)227-94-00 620105, г. Екатеринбург проспект Академика Сахарова, 43 тел.: (343)227-94-03 e-mail: mdou119@eduekb.ru https://119.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим Советом МАДОУ детским садом № 119 Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующим МАДОУ детского сада № 119 /О.В. Миронова Приказ от «28» августа 2020 г. № 94-о ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РЕЧЕВИЧОК» (английский язык для дошкольников) Возраст обучающихся 5-7 лет Срок реализации 2 год г. Екатеринбург, 2020 г. Содержание Название раздела 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Стр. 3 1.2 Цели и задачи реализации программы 4 1.3 Принципы и подходы формирования программы 4 1.4 Возрастные особенности детей в овладении иноязычной 5 речью 2. Содержательный раздел 3.Организационный раздел 1.5 Планируемые результаты освоения детьми программы 5 2. Содержание курса 7 2.1 Учебно-тематический план 7 2.2 Учебно-тематическое планирование 7 2.3 Методы, формы, виды обучения 13 2.4 Взаимодействие с семьей в реализации программы 14 3.1 Режим занятий 16 3.2 Создание условий для реализации программы 16 3.2.1. Кадровое обеспечение программы 16 Программно-методическое, материальнотехническое обеспечение программы 3.3. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста 4. Материально-техническое обеспечение 16 3.2.2. Список литературы 16 18 20 2 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования «Речевичок» (английский для дошкольников) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 119 (далее Программа) имеет естественно-научную направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире. Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии со следующими документами: Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989); • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.; • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо МО РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" • Устав МАДОУ детский сад № 119 Программа разработана на основе парциальной образовательной программы «Английский для дошкольников» автор: Ю.А. Комарова. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности. Дошкольный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой. Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей. Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой 3 культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе. Программа рассчитана на три года обучения, охватывает детей с 4-х лет до 7 лет. Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 8-10 человек. Объем программы – 68 часов, рассчитан на 34 недели, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. 1.2 Цели и задачи реализации программы Цель - создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность детей к школьному образованию через изучение английского языка. Достижение цели предполагает реализацию следующих задач: 1. Познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее культурой. 2. Познакомить детей с грамматическими основами английского языка. 3. Познакомить детей с лексикой и простыми фразами по изучаемым темам. 4. Развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке. 5. Развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух). 1.3 Принципы и подходы формирования программы • В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы: Принцип природосообразности: • построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; • знания зоны ближайшего развития, определяющей возможности воспитанника, опираться на эти знания при организации педагогического воспитательного процесса. Принцип гуманизации: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательногопроцесса Принцип системности: • программа должна представлять собой комплексную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны. Принцип дифференциации и индивидуализации: • обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; 4 • осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Принцип психологической комфортности (создание для ребенка ситуации успеха, снятие стрессообразующих факторов); Принцип доступности и наглядности; Принцип импровизации: занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка. Принцип вариативности: возможность самостоятельного выбора вариантов решения задачи. 1.4 Возрастные особенности в овладении иноязычной речью Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д. Ушинский писал: ''Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет''. Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи, а так же определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму иностранному языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики). 1.5 Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования Специальные умения. Диалогическая речь – отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера. Правильно оформлять свои речевые реакции с точки зрения норм изучаемого языка в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения; расспросить о том же речевого партнера. 5 Монологическая речь - делать связное сообщение по предложенной теме, правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения. Аудирование - понимать речь педагога по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале. Специальные навыки. Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно их произносить, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией. Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Воспитанники должны знать лексическое содержание таких тем, как: «Я», «Моя семья», «Мои игрушки», «Животные», «Еда», «Профессии», «Счет (1—10)», «Дни недели», «Цвета», «Времена года», «Погода и одежда», «Хобби», «Квартира», «Мой дом», «Праздники». Способом определения результативности реализации данной программы является экспертная оценка в процессе открытых занятий, которые проводятся два раза в год промежуточное (декабрь), итоговое (май), участие детей в праздниках, проводимых в детском саду. На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям: понимание и владение изученной лексикой; самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т.д. понимание задания и активное участие в играх; понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить. 6 2. Содержательный раздел 2.1. Учебно-тематический план. П/п Название темы 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Вводный раздел . Cheeky is town Раздел 1. Look at me! Раздел 2. Baby is sad Раздел 3. I am cold! Раздел 4. Good morning! Раздел 5. I am hungry! Раздел 6.Goldilocks 1 2 3 4 5 6 Количество занятий 2 11 11 11 11 11 11 Всего занятий: 68 2.2 Тематическое планирование образовательной деятельности Дата занятия Цели занятия Средства обучения Вводный раздел. Cheeky is town Занятие 1 Знакомство с обезьянкой Чики, усвоение новых лексических единиц, разучивание песенок Hello, bye-bye Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки Cheeky, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 2 Знакомство с Рори, Томом и Элли, усвоение новых лексических едениц и повторение песенок Hello, bye-bye Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки Cheeky, Rory, Tom, Ellie, цветные карандаши, развивающие пособия Раздел 1. Look at me! Занятие 1 Овладение лексикой, обозначающий части тела человека, разучивание миничантов Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки Cheeky, Rory, Tom, Ellie, fingers, nose, tummy, toes, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 2 Восприятие на слух и понимание сюжетной истории Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки Cheeky, Rory, Tom, Ellie, fingers, nose, tummy, toes, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 3 Закрепление изучаемой лексики, повторение песен и сюжетной истории Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки Cheeky, Rory, Tom, Ellie, fingers, nose, tummy, toes, цветные карандаши, развивающие пособия, лист бумаги, плюшевый мишка Занятие 4 Аудирование учебного материала, повторение изученной лексики, разучивание новой песни Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки big, small, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 5 Изучение лексики обозначающей цвета и числа, разучивание новой песни Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 6 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки Cheeky, Rory, 7 Tom, Ellie, fingers, nose, tummy, toes, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 7 Повторение материала изученного в разделе 1 Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 8 Знакомство со страной изучаемого языка. Праздники осени 1. Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 9 Знакомство со страной изучаемого языка. Праздники осени 2. Занятие 10 Повторение материала изученного в разделе Изучение лексики обозначающей цвета и числа, разучивание новой песни. Повторение материала изученного в разделе 1 Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Театрализация Раздел 2. Baby is sad Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 11 Занятие 1 Овладение лексикой, обозначающей членов семьи, разучивание мини-чантов Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки mummy, daddy, sister, brother, желтые, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 2 Восприятие на слух и понимание сюжетной истории Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки mummy, daddy, sister, brother, Cheeky, baby, желтые, синие карандаши, развивающие пособия, набор сюжетных картинок к разделу 2, наклейки к разделу 2 Занятие 3 Закрепление изучаемой лексики, повторение песен и сюжетной истории Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки mummy, daddy, sister, brother, Cheeky, baby, granny, желтые, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 4 Аудирование учебного материала, повторение изученной лексики, разучивание новой песни Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки mummy, daddy, sister, brother, Cheeky, baby, желтые, синие карандаши, развивающие пособия, набор сюжетных картинок к разделу 2, наклейки к разделу 2 Занятие 5 Изучение лексики, обозначающей числительные и цвет, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, игровой коврик, карточки yellow, blue, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 6 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 2 Занятие 7 Повторение изученного материала в разделе 2 Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, демонстрационные карточки mummy, daddy, 8 Занятие 8 Знакомство со страной изучаемого языка. Английская семья 1. Занятие 9 Знакомство со страной изучаемого языка. Английская семья 2. Занятие 10 Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Театрализация Раздел 3. I am cold! Занятие 11 sister, brother, Cheeky, baby, granny, желтые, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 2 Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 2 Занятие 1 Овладение лексикой, обозначающей предметы одежды, разучивание миничантов Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 2 Восприятие на слух и понимание сюжетной истории Аудиозаписи, кукла Чики, игровой коврик, карточки jamper, hat,coat, scarf, Cheeky, Rory, набор сюжетных картинок, набор наклеек, цветные карандаши Занятие 3 Закрепление изучаемой лексики, повторение песен и сюжетной истории Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, T-shirt, shorts,цветные карандаши, развивающие пособия, простые карандаши Занятие 4 Аудирование учебного материала, изучение новой лексики, повторение, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, T-shirt, shorts,цветные карандаши, развивающие пособия, простые карандаши Занятие 5 Изучение лексики, обозначающей цвет, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, T-shirt, shorts, yellow, blue, red, красные карандаши, развивающие пособия Занятие 6 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, T-shirt, press outs к разделам 3, сюжетные картинки, цветные и простые карандаши Занятие 7 Повторение материала изученного в разделе 3 Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, T-shirt, press outs к разделам 3, сюжетные картинки, цветные и простые карандаши Занятие 8 Знакомство со страной изучаемого языка. Рождество 1. Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 9 Знакомство со страной изучаемого языка. Рождество 2. Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки 9 Занятие 10 Занятие 11 Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Театрализация Раздел 4. Good morning! blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Занятие 1 Овладение лексикой, обозначающей животных, разучивание мини-чантов Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, демонстрационные карточки jamper, hat,coat, scarf, T-shirt, duck, cow, horse, sheep, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 2 Восприятие на слух и понимание сюжетной истории Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, демонстрационные карточки duck, cow, horse, sheep, сюжетные картинки к разделу 4, наклейки к разделу 4, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 3 Закрепление изучаемой лексики, повторение песен, повторение сюжетной истории Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки duck, cow, horse, sheep, dog, cat, clean, dirty, сюжетные картинки к разделу 4, наклейки к разделу 4, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 4 Аудирование учебного материала, изучение новой лексики, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки duck, cow, horse, sheep, dog, cat, clean, dirty, сюжетные картинки к разделу 4, наклейки к разделу 4, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 5 Изучение лексики обозначающей цвет, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки duck, cow, horse, sheep, dog, cat, clean, dirty, сюжетные картинки к разделу 4, наклейки к разделу 4, цветные карандаши, развивающие пособия, игровой коврик Занятие 6 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки duck, cow, horse, sheep, dog, cat, press outs разделу 4, сюжетные картинки к разделу 4 Занятие 7 Повторение изученного материала Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки duck, cow, horse, sheep, dog, cat, clean, dirty, сюжетные картинки к разделу 4, наклейки к разделу 4, цветные карандаши, развивающие пособия, игровой коврик, коричневые карандаши Занятие 8 Знакомство со страной изучаемого языка. День Святого Валентина 1. Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 9 Знакомство со страной изучаемого языка. День Святого Валентина 2. Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия 10 Занятие 10 Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Театрализация Раздел 5. I am hungry! Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Занятие 1 Овладение лексикой обозначающей еду, разучивание мини- чантов Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 2 Восприятие на слух и понимание сюжетной истории Аудиозаписи, кукла Чики, игровой коврик, демонстрационные карточки Cheeky and Rory, сюжетные картинки к разделу 5, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 3 Закрепление изучаемой лексики, повторение песен и сюжетной истории Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, картинка 3 из набора сюжетных картинок к разделу 5, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 4 Аудирование учебного материала, изучение новой и повторение уже изученной лексики, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, картинка 3 из набора сюжетных картинок к разделу 5, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 5 Изучение лексики, обозначающей числительное, разучивание новой песни Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, birthday caky,картинка 3 из набора сюжетных картинок к разделу 5, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 6 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, birthday caky, press outs к разделу 5, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия Занятие 7 Повторение материала изученного в разделе 5 Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, birthday caky, press outs к разделу 5, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия, игровой коврик Занятие 8 Знакомство со страной изучаемого языка. Пасха 1. Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Занятие 9 Знакомство со страной изучаемого языка. Пасха 2. Занятие 10 Повторение материала изученного в разделе Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Занятие 11 11 Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Занятие 11 Занятие 1 Занятие 2 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Театрализация Раздел 6. Goldilocks Овладение лексикой, используемой в сказке Goldilocks, разучивание миничантов Восприятие на слух и понимание сюжетной истории Занятие 3 Закрепление изучаемой лексики Занятие 4 Аудирование учебного материала, изучение новой лексики, разучивание новой песни Занятие 5 Изучение лексики, обозначающей числительные, цвет, разучивание новой песни Занятие 6 Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Занятие 7 Повторение материала, изученного в разделе 7 Занятие 8 Знакомство со страной изучаемого языка. May Day 1. Занятие 9 Знакомство со страной изучаемого языка. May Day 2. Занятие 10 Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Повторение материала изученного в разделе Аудирование в игре, контроль владения изученной лексикой Театрализация 68 часов Занятие 11 Итого 12 Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки bed, chair, bowl, bear, цветные карандаши, развивающие пособия, сумка Аудиозаписи, кукла Чики, игровой коврик, сюжетные картинки к разделу 6, наклейки к разделу 6, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, кукла Чики, игровой коврик, сюжетные картинки к разделу 6, наклейки к разделу 6, синие карандаши, развивающие пособия, мишка, цветные карандаши Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, birthday caky, press outs к разделу 6, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия, игровой коврик, плюшевый мишка Аудиозаписи, кукла Чики, игровой коврик, сумка, демонстрационные карточки bed, chair, bowl, bear, brown, green, red, yellow, blue и карточка 5, цветные карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, кукла Чики, игровой демонстрационные карточки 1-5, bed, chair, bowl, и cake, press outs к разделу 6, сюжетные картинки к разделу 6 Аудиозаписи, кукла Чики, демонстрационные карточки biscuit, ice-cream, cake, sandwich, apple, banana, birthday caky, press outs к разделу 6, простые карандаши, цветные карандаши, развивающие пособия, игровой коврик, плюшевый мишка Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, перчаточная кукла обезьянка, игровой коврик, демонстрационные карточки blue, 1,2,3, простые карандаши, синие карандаши, развивающие пособия Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 Аудиозаписи, кукла Чики, сумка, школьные принадлежности, набор press-outs к разделу 3 2.3. Методы, формы, виды обучения Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке. Игра – это основной способ решения учебных задач. Поэтому в программе широко используются игровые приемы. Дети этого возраста любознательны, склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное, однако внимание их неустойчиво, они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут, поэтому строить любое объяснение целесообразно в форме беседы. Дети не воспринимают длительных монологических объяснений. Они быстро утомляются, поэтому необходимо проводить двигательные игры, танцы и песни, т.е. изменять виды деятельности. У детей преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Широко используются игрушки и картинки, развивая образную и ассоциативную память. Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Дети начинают стремиться понять грамматическую основу языка. Среди детей наблюдается весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (памяти, внимания, мышления и т.д.). Постоянные контакты с родителями и другими педагогами помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Большое значение имеет ласковый голос педагога, приветливая улыбка, доброе отношение к детям. Формирование речевой деятельности осуществляется с помощью различных упражнений, стихов, песенок, игровых ситуаций, считалок, заучивания наизусть ситуативных диалогов и небольших инсценировок (в том числе записанных на аудио- и видео-носителях. Постоянное использование речевых образцов и постепенное запоминание их детьми позволяет вести занятие на английском языке. Особое внимание уделяется языковой догадке: дети учатся догадываться о значении отдельных незнакомых слов по почти полному созвучию со словами русского языка. Обучение диалогической и монологической речи происходит параллельно и взаимосвязано. Овладение диалогической речью предусматривает умение детей отвечать на вопросы, задавать некоторые из них, выражать согласие-несогласие и т.д. Это обеспечивается естественным общением учителя и детей, общением детей между собой, в ходе беседы с каким-либо персонажем, дидактические игры. Одной из самых распространенных форм диалога на данном этапе будет диалограсспрос, который в дальнейшем будет служить опорой для построения монологического высказывания. Монологические высказывания будут представлять собой описания, рассказы о себе, своей семье, друге, любимом животном и др. Целесообразно обучать монологу в форме составления коллективного текста: дети рассказывают о чем-то вместе, дополняя, но, не повторяя друг друга. Это развивает внимание, творческое взаимодействие. Повторение пройденного материала осуществляется последовательно. Активизация тех или иных грамматических явлений занимает несколько занятий подряд до полной автоматизации. Для того чтобы ребенок хотел принимать участие в деятельности и она одновременно развивала бы его, нужно формировать у ребенка внутренний интерес к предмету. Это достигается путем постановки в ходе обучения интересных задач. Все занятия объединяются в циклы, связанные единым сюжетом, темой. В ходе тренировок дети учатся употреблению языковых единиц: выбору нужного слова, звука, формы. Специфика структуры занятия заключается в том, что он строится как целостная ситуация общения, в ходе которой педагог рассказывает интересные истории, вводит их в правила игры и оценивает результаты. Каждое занятие завершается демонстрацией достижений воспитанников, что они научились делать, и в 13 самом общем виде сообщается то, что произойдет на следующем занятии, какие интересные дела их ждут впереди. Важнейшим методическим обеспечением занятий являются средства наглядности (игрушки, картинки, постеры и т.п.), магнитофон, телевизор и, конечно же, компьютер. Педагог использует следующие виды работы: 1. Работа над произношением: а) рифмовки б) стихотворения в) поговорки 2. Работа с игрушкой: а) диалог с игрушкой б) описание игрушки 3. Работа с картинкой: а) описание картинки б) игра “Что исчезло” в) “Найди картинку” 4. Разучивание и декламация стихов: а) конкурс стихов 5. Разучивание песенок. 6. Инсценировка коротких рассказов и пьес. 7. Подвижные игры. 8. Спокойные игры. 9. Творческие игры. 10. Воспроизведение ситуативных диалогов. Групповые занятия строятся следующим образом: I. Вводная часть: приветствие, орг. момент; фонетическая разминка. II. Основная часть: лексический материал по теме занятия; речевой материал по теме; грамматический материал; чтение рифмовок, стихотворений, пение песен; игры на закрепление материала; физкультминутки. III. Заключительная часть: закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций; аудирование; ориентировка на следующее занятие. 2.4. Взаимодействие с семьей в реализации программы Одним из важных условий реализации программы является сотрудничество педагога с семьей. Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Формы взаимодействия с семьями воспитанников: 1. Ознакомление родителей с содержанием и формами Программы дополнительного образования «Английский для дошкольников». 2. Проведение дней открытых дверей, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами воспитательно-образовательной работы в МАДОУ. 14 Виды взаимоотношений педагога дополнительного образования с семьями воспитанников Сотрудничество- это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения 15 3. Организационный раздел 3.1 Режим занятий Данная программа рассчитана на два года обучения. Возрастная категория: дети 5-6 и 6-7 лет. Состав групп: 8-12 человек. Формирование групп происходит по желанию воспитанников с согласия их родителей. Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год . Продолжительность занятий - 30 минут 3.2 Создание условий для реализации программы 3.2.1 Кадровое обеспечение программы Занятия по программе дополнительного образования в области «Английский язык» проводит педагог дополнительного образования. Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 3.2.2 Программно-методическое, материально-техническое обеспечение программы № Типы изданий Название, автор, издательство, год издания 1. Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников» и тематическое планирование / Ю.А. Комарова, М., Русское слово, 2016 2. CheekyMonkey 1.Развивающее пособие для детей дошкольного возраста.Средняя группа. 4-5 лет. ФГОС Программнометодический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк" , М., Русское слово, 2016 3. CheekyMonkey2 : развивающее пособие для детей дошкольного возраста.Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС Программнометодический комплексдошкольного образования "Мозаичный парк" М., Русское слово, 2016 4. CheekyMonkey 3: развивающее пособие для детей дошкольного возраста.Подготовительная к школе группа 6-7лет. ФГОС Программно-методическийкомплекс дошкольного образования "Мозаичный парк", М., Русское слово, 2016 Количество 1 1 1 1 3.3. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста Педагогическая диагностика детей проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования и влияние образовательного процесса 16 на развитие ребенка. При организации диагностики учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: Мониторинг образовательного процесса; Мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Критерии оценки 1.Диалогическая речь Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения. Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условноправильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки). Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками). 2. Монологическая речь Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз. Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы. Низкий уровень: не дает ответа. 3. Аудирование Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку. Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы), отгадывает загадку. Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку. 4. Лексические навыки Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений. Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения. Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения. 5. Грамматические навыки Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы. Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Ответы нечеткие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки), вопросы условно-правильные. Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или 17 выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. 6. Фонетические навыки Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений. Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения. Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки. 18 4. Материально-техническое обеспечение. Оборудование: столы – 8 шт.; стулья– 16 шт. На занятиях используется: Экранно-звуковые пособия: CD-диски. Мультимедийные презентации. Печатные пособия: Алфавит. Транскрипционные знаки. Тематические картинки. Технические средства: магнитные доски -1 шт; аудиосистема – 1 шт. ноутбук -1 шт. проектор -1 шт. 19 Список литературы 1. Комарова Ю.А. Английский для дошкольников. Методическое пособие. Мозаичныйпарк. М..: «Русское слово», 2016. 2. Пруидзе Е.Ш. Веселый английский для маленьких друзей. Пособие для устныхзанятий с детьми 4-6 лет. Ростов-на-Дону, Легион, 2014-154с 3. Астафьева, М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 4. 3-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 64с. 5. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Издание 1-е. – М.: Просвещение, 2007. -224с. 6. Евсеева, М.Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. 7. Панорама, 2006. - 128с. 8. Куликова, О.Л. Структура коммуникативных умений детей 5–7 лет / О.Л. Куликова // Актуальные вопросы современного образования: сборник материалов Междун. научн.конфер. – Ставрополь: Тираж, 2013. – С. 44-53. 9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКАСИНТЕЗ, 2010. – 304с. 10. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах//Под общ. ред.М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. - 112 с. 11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2. 4. 1. 3049 -13. Датавведения Сан ПиНа: 30. 07. 13г. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 94с. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 13. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с. 20