Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Речевичок»

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119
620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19 тел.: (343)227-94-00
620105, г. Екатеринбург проспект Академика Сахарова, 43 тел.: (343)227-94-03
e-mail: mdou119@eduekb.ru
https://119.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом
МАДОУ детским садом № 119
«30» августа 2023 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ № 119
/Т.В.Орехова
Приказ № 112/2-о
от «30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Речевичок»
(подготовка к школе)
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации 2 года

г. Екатеринбург, 2023г.

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик ................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................. 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы ................................................ 6
1.4. Планируемые результаты ........................................................................... 23
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 25
2.1. Условия реализации программы ................................................................ 25
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................. 26
3. Список литературы ........................................................................................ 28

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Речевичок» Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 119 (далее Программа) имеет естественнонаучную
направленность, срок реализации 2 года, возраст обучающихся с 5 до 7 лет. В
Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный
подход к развитию детей.
Программа предназначена для развития и обучения детей и представлена 2-мя
направлениями: первое направление - «Обучение грамоте» и второе направление «Формирование элементарных математических представлений».
Дополнительная общеобразовательная программа технической естественнонаучной направленности «Речевичок» (подготовка к школе) разработана на
основании нормативно-правовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
• Устав МАДОУ.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в
школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление
ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. При
подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному
обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему
построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е.
научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование
у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, 3

любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью на
занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает
материал значительно успешнее.
Актуальность общеразвивающей программы: подготовка детей к школе
занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной
адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно
высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только
к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством
овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего
образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание
предпосылок к школьному является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его
физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Отличительные особенности программы: особенность данной программы
в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает
развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и
первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей
действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные
образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых
способностей. Программа подготавливает дошкольника к дальнейшему обучению
в школе. Основной идеей, на которой базируется программа
Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста,
посещающие дошкольное учреждение, в возрасте от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности: к старшему дошкольному возрасту у ребенка
накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики
(словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком),
увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы)
по смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение
количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений
одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно
важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов,
которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап
речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает
удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к
грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

4

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста
является активное освоение или построение разных типов текстов (описание,
повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают
активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между
предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало,
середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших
дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка,
не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности,
регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают
дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный
падеж множественного числа имен существительных, согласование их с
прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает
затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что
приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений
между собой при составлении связного высказывания.
С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа
кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, с
тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу
обучения «Развитие интереса и способностей к чтению».
Принцип набора свободный. Программа не предъявляет требований к
содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю:
старшая группа (5-6 лет) - 25 минут;
подготовительная группа (6-7 лет) - 30 минут.
Объем общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы
составляет 140 часов:
1 год – 70 часа;
2 год – 70 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы необходимый для ее освоения:
70 учебных недель. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Уровневость общеразвивающей программы - базовый.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий:
1. организация разнообразных форм детской деятельности: соревнований,
конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений;
2. разработка и изготовление дидактических игр;
3. пропаганда среди родителей: рекомендации для занятий с детьми;
4. проведение семинара-практикума и открытых занятий для родителей по
использованию математических игр и заданий с детьми в детском саду и дома.
Формы подведения результатов: Итогом реализации дополнительной
образовательной программы являются организация открытых занятий,
5

диагностика, соревнования, развлечения, занятия – путешествия, индивидуальная
работа, беседы.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: освоения программы: формирование и развитие школьнозначимых функций в процессе обучения математике и обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно сравнивать предметы по нескольким признакам (цвет,
форма, величина).
2. Учить обнаруживать логические связи, считать, решать простые
арифметические задачи.
3. Учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, делить слова на
слоги.
4. Ознакомить с пространственными и временными ориентировками.
Развивающие:
1. Совершенствовать разные виды речи (монологическую, диалогическую),
расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь,
правильное звукопроизношение.
2. Развивать мелкую моторику рук, осуществлять подготовку руки ребенка к
письму, совершенствовать графические навыки.
3. Совершенствовать ориентировку на листе бумаги и в пространстве.
4. Развивать активность, познавательный интерес, самостоятельность,
инициативу, интеллектуальную способность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство самоконтроля, умение выслушивать друг друга.
2. Воспитание активной жизненной позиции по отношению к процессу учения.
3. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
4. Воспитание
нравственных
качеств,
а
именно
терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
п/п
1.
1.1.

Название раздела,
тема
Направление
«Обучение грамоте»
Звук и буква А

Формы
аттестации/
контроль

Количество часов
Всего
875
минут
25 минут

6

Теория
435
минут

Практика
440
минут

15 минут

10 минут

педагогическое
наблюдение

Звук и буква О

25 минут

15 минут

10 минут

Звук и буква У

25 минут

15 минут

10 минут

Звук и буква Ы

25 минут

15 минут

10 минут

Звук и буква Э

25 минут

15 минут

10 минут

Чтение слов АУ, УА. 25 минут
Закрепление
1.6. пройденного материала

15 минут

10 минут

Звук и буква Л, чтение 25 минут
слогов

15 минут

10 минут

Звук и буква М, чтение 25 минут
слогов, чтение слов,
1.8. ударение.

15 минут

10 минут

Звук и буква Н, чтение 25 минут
1.9. слогов, чтение слов.

15 минут

10 минут

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.7.

7

опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в

Звук и буква Р, чтение 25 минут
слогов, знакомство с
1.10. предложением, чтение
предложения.

15 минут

10 минут

Закрепление
50 минут
пройденного материала,
1.11. гласные и согласные
звуки и буквы, чтение
слогов, слов
Буква Я, чтение слогов, 25 минут
слов, предложений
1.12.

-

50 минут

15 минут

10 минут

25 минут

15 минут

10 минут

Буква Е, чтение слогов, 25 минут
слов,
составление
1.14. предложений

15 минут

10 минут

Буква Ю, чтение слогов,
слов
1.13.

Буква Ё, чтение слогов,
слов

25 минут

15 минут

10 минут

Буква И, чтение слогов,
слов

25 минут

15 минут

10 минут

50 минут

-

50 минут

15 минут

10 минут

1.15.

1.16.
Закрепление
1.17. пройденного материала

Звуки Г – К, ГЬ – КЬ, 25 минут
1.18. буквы Г, К, чтение
слогов, составление и

8

рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
самостоятельна
я работа,
педагогическое
наблюдение
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
Буквенный
диктант.
Викторина
опрос, анализ
выполнения
заданий в

условная
запись
предложения
Звуки Д – ДЬ, Т – ТЬ, 25 минут
буквы Д, Т, чтение
1.19. слогов, предложений

15 минут

10 минут

Звуки В – ВЬ, Ф - ФЬ, 25 минут
буквы В, Ф, чтение
1.20. слогов, предложений

15 минут

10 минут

Звуки З – ЗЬ, С - СЬ, 25 минут
буквы З, С, чтение
1.21. слогов, слов

15 минут

10 минут

Звуки Б - БЬ, П - ПЬ, 25 минут
буквы Б, П, чтение
1.22. слогов,
слов,
предложений

15 минут

10 минут

Звуки Х - ХЬ, букв Х, 25 минут
чтение слогов, слов,
1.23. предложений

15 минут

10 минут

Звуки и буквы Ж - Ш, 25 минут
чтение слогов, слов

15 минут

10 минут

Звуки и буквы Ч - Щ, 25 минут
чтение
слогов,
1.25. предложений

15 минут

10 минут

Звук и буква Ц, чтение 25 минут
слогов,
слов,
1.26. стихотворных текстов

15 минут

10 минут

1.24.

9

рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях

Звук и буква Й, чтение 25 минут
слов,
стихотворных
1.27. текстов

15 минут

10 минут

Буква Ь, чтение слов, 25 минут
стихотворных текстов

15 минут

10 минут

Буква Ъ, чтение слов, 25 минут
стихотворных текстов

15 минут

10 минут

слов, 25 минут

-

25 минут

Чтение слогов, слов 25 минут
Составление
1.31. предложений
по
сюжетным картинкам

-

25 минут

с 25 минут

15 минут

10 минут

Итоговое занятие «Мы, 25 минут
1.33. играя проверяем, что
умеем и что знаем».
2. Направление
«Формирование
875
элементарных
минут
математических
представлений»
Свойства
предметов.
Объединение
125
2.1. предметов в группы по
минут
общему свойству.

15 минут

10 минут

300
минут

575
минут

1.28.

1.29.
Чтение слогов,
предложений
1.30.

Познакомить
алфавитом
1.32.

10

50 минут

75 минут

опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
Открытое
занятие

опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях

Сравнение групп
предметов.
Обозначение равенства
инеравенства.

75 минут

30 минут

45 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

50 минут

20 минут

30 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

2.9.

25 минут

10 минут

15 минут

Пространственные
2.10. отношения:
внутри,
снаружи.

25 минут

10 минут

15 минут

2.2.

2.4.

Отношение:
часть
–
целое.
Представление о
действии сложения (на
наглядном материале).
Пространственные
отношения: на, над,
под.

2.5.

Пространственные
отношения:
справа,
слева

2.3.

2.6.

2.7.

2.8.

Удаление части из
целого
(вычитание).
Представление
о
действии вычитания (на
наглядном материале)
Пространственные
отношения:
между,
посередине.
Взаимосвязь между
целым и частью.
Представление: один –
много.
Число 1 и цифра 1.

11

опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в

Число 2 и цифра 2. Пара.
25 минут

2.11.

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

Представление о точке
и линии.
2.12.
Представление
отрезке и луче.

об

2.13.
Число 3 и цифра 3.
2.14.
Представление
замкнутой
и
2.15. замкнутой линиях.

о
не

Представления о
ломанной линии и
2.16. многоугольнике.
Число 4 и цифра 4.
2.17.
Представление об углах
и видах углов.
2.18.

2.19.

Представление
числовом отрезке.

о

12

рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения

Число 5 и цифра 5.
2.20.

25 минут

10 минут

15 минут

Пространственные
отношения:
спереди,
2.21. сзади.

25 минут

10 минут

15 минут

25 минут

10 минут

15 минут

Сравнение групп
предметов по
количеству на
2.22. нагляднойоснове.
Обозначение
отношений: больше и
меньше.
Временные отношения:
раньше, позже.
2.23.

25 минут

10 минут

15 минут

Повторение
2.24.

75 минут

75 минут

Итоговое
занятие «Мы, играя
2.25.
проверяем, что умеем и
что знаем».

25 минут

25 минут

заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
опрос, анализ
выполнения
заданий в
рабочих
тетрадях
самостоятельна
я работа,
педагогическое
наблюдение
Открытое
занятие

Содержание учебного (тематического) план
1. Направление «Обучение грамоте»
1.1. Звук и буква А
Теория: Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением –
красный квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение
– красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в
нем слова, в которых есть звук А.
Практика: Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А.
Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву
13

А в месте где слышится звук А.
1.2. Звук и буква О
Теория: Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением –
красный квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике ) обозначать место звука в слове, используя условное
обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения,
выделяя в нем слова, в которых есть звук О.
Практика: Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О.
Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву
О в месте где слышится звук О.
1.3. Звук и буква У
Теория: Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением –
красный квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение
– красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в
нем слова, в которых есть звук У.
Практика: Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У.
Учить писать печатную букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву
У в месте где слышится звук У.
1.4. Звук и буква Ы
Теория: Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение
– красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в
нем слова, в которых есть звук Ы.
Практика: Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука
Ы. Учить писать печатную букву Ы , используя образец. Учить писать на схеме
букву Ы в месте где слышится звук Ы.
1.5. Звук и буква Э
Теория: Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением красный квадрат. Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме
(прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение
– красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в
нем слова, в которых есть звук Э.
Практика: Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э.
Учить писать печатную букву Э используя образец. Учить писать на схеме букву Э
в месте, где слышится звук Э.
1.6. Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного материала.
Теория: Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА.
Закрепить знания о гласных звуках и буквах А,О,У,Ы,Э. Закрепить умение
определять первый звуки названиях предметов и находить соответствующую
букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Практика: Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в
середине слова. Закрепить умение писать печатные гласные буквы.
1.7. Звук и буква Л, чтение слогов.
14

Теория: Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным
обозначением – синий квадрат. Учить обозначать на схеме место звука Л в слове.
Используя условное обозначение-синий квадрат. Учить соотносить схему слова с
названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук Л в
словах.
Практика: Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать
печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Продолжать учить делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова.
1.8. Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение.
Теория: Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным
обозначением – синий квадрат. Учить обозначать на схеме место звука М в слове.
Используя условное обозначение-синий квадрат. Учить соотносить схему слова с
названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук М в
словах. Познакомить с ударением и его обозначением.
Практика: Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать
печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить
читать слова из пройденных букв- мама. Мыло. Познакомить с ударным слогом,
ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов; дифференцировать
гласные, согласные. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.
1.9. Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов.
Теория: Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным
обозначением – синий квадрат. Учить обозначать на схеме место звука Н в слове.
Используя условное обозначение - синий квадрат. Учить соотносить схему слова с
названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук Н в
словах.
Практика: Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать
печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ.
Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Учить
проводить фонематический разбор этих слов.
1.10. Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение
предложения.
Теория: Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным
обозначением – синий квадрат. Учить обозначать на схеме место звука Р в слове.
Используя условное обозначение-синий квадрат. Учить соотносить схему слова
с названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук Р в
словах. Познакомить со словесным составом предложения.
Практика: Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать
печатную букву Р, используя образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.
Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и
соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Учить
читать предложение.
1.11. Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и
буквы, чтение слогов, слов. (50 минут)
Практика: Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать
15

написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв.
Закреплять умение различать гласные и согласные звуки. Способствовать
развитию фонематического слуха, восприятия. Закреплять умение определять
место звук в слове.
1.12. Буква Я, чтение слогов, слов, предложений.
Теория: Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением красный квадрат. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их
условным обозначением – зеленый квадрат.
Практика: Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ,
НА_НЯ, РА_РЯ. Учить читать слова и предложения. Учить записывать
предложения схематически, определять порядок следования слов в
предложении.
1.13. Буква Ю, чтение слогов, слов.
Теория: Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначениемкрасный квадрат. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их
условным
обозначением
–
зеленый
квадрат.
Продолжать
учить
дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные
звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными,
обозначением ударения
Практика: Учить писать букву Ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ,
НУ-НЮ, РУ-РЮ. Продолжать учить соотносить звук и букву.
1.14. Буква Е, чтение слогов, слов, составление предложений.
Теория: Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначениемкрасный квадрат. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их
условным обозначением – зеленый квадрат.
Практика: Учить писать букву Е. Продолжать учить соотносить звук и
букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным
словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его
условными знаками.
1.15. Буква Ё, чтение слогов, слов.
Теория: Познакомить с гласной буквой Ё и ее условным обозначениемкрасный квадрат. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их
условным обозначением – зеленый квадрат.
Практика: Учить писать букву Ё. Продолжать учить соотносить звук и
букву. Учить читать слоги и слова. Продолжать учить дифференцировать
гласные, согласные, Твердые и мягкие согласные звуки.
1.16. Буква И, чтение слогов, слов.
Теория: Познакомить с гласным звуком И и ее условным обозначениемкрасный квадрат. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их
условным обозначением – зеленый квадрат.
Практика: Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать
на схеме, используя условное обозначение. Продолжать знакомить с буквой И
как письменным обозначением звука И. Учить писать печатную букву И.
Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить выполнять фонетический
разбор слов.
16

1.17. Закрепление пройденного материала. (50 минут)
Практика: Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.иПродолжать
учить читать слоги , различать твердость и мягкость согласных. Учить писать и
читать слова мяу, му, юла, лимон. Учить читать предложение , определять 1, 2, 3
слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в
прочитанных словах.
1.18. Звуки Г – К, ГЬ – КЬ, буквы Г, К, чтение слогов, составление и
условная запись предложения.
Теория: Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками Г-ГЬ, К- КЬ . Закрепить умение использовать условные
обозначения согласных звуков: синий квадрат - твердые согласные, зеленый
квадрат - мягкие согласные.
Практика: Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками
согласных звуков. Учить писать печатные буквы К-Г сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных.
Продолжать учить составлять предложение из 3 слов по сюжетной картине. Учить
записывать предложение условными обозначениями.
1.19. Звуки Д – ДЬ, Т – ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, предложений.
Теория: Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т- ТЬ. Закрепить умение использовать условные
обозначения согласных звуков: синий квадрат - твердые согласные, зеленый
квадрат - мягкие согласные.
Практика: Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками
согласных звуков. Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.
Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение определять ударный слог и
ударные гласные ,обозначать ударение значком.
1.20. Звуки В – ВЬ, Ф - ФЬ, буквы В, Ф, чтение слогов, предложений.
Теория: Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ. Закрепить умение использовать условные
обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый
квадрат-мягкие согласные.
Практика: Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками
согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.
Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический
разбор слов.
1.21. Звуки З – ЗЬ, С - СЬ, буквы З, С, чтение слогов, слов
Теория: Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать условные
обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый
квадрат-мягкие согласные.
Практика: Познакомить с буквами З и С как письменными знаками
согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных.
17

Совершенствовать навык чтения.
1.22. Звуки Б - БЬ, П - ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов, слов, предложений.
Теория: Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.
Познакомить со звуками Б-БЬ, П- ПЬ. Закрепить умение использовать условные
обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый
квадрат-мягкие согласные.
Практика: Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками
согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных.
Совершенствовать навык чтения.
1.23. Звуки Х - ХЬ, букв Х, чтение слогов, слов, предложений.
Теория: Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить
подбирать к картине (предложение)
Практика: Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х
+ 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений.
1.24. Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов.
Теория: Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с
условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые
всегда твердые.
Практика: Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать
печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения
слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим
изображением.
1.25. Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов, предложений.
Теория: Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими
согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с
условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат.
Практика: Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить писать
печатные буквы Ч-Щ. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение
проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.
1.26. Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворных текстов.
Теория: Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять
звук Ц в словах.
Практика: Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука
Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.
1.27. Звук и буква Й, чтение слов, стихотворных текстов.
Теория: Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным
обозначением – зеленый квадрат.
Практика: Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком
звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово
знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения.
1.28. Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов.
Теория: Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией.
Практика: Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык
чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его
18

графическим изображением.
1.29. Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов.
Теория: Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией.
Практика: Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык
чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его
графическим изображением.
1.30. Чтение слогов, слов, предложений.
Практика: Способствовать развитию
звуко-буквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического восприятия. Продолжать учить
писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по
смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2–е, 3–е слово.
Закреплять умение проводить фонематический разбор слов.
1.31. Чтение слогов, слов Составление предложений по сюжетным
картинкам
Практика: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического восприятия. Продолжать учить
писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по
смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2–е, 3–е слово.
Закреплять умение проводить фонематический разбор слов.
1.32. Познакомить с алфавитом.
Теория: Познакомить с понятие «алфавит».
Практика: Закрепить умение писать пройденные буквы. Совершенствовать
навык чтения.
1.33. Чтение текстов, задания по карточкам
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и
дописывать их.
Практика: Чтение слогов и слов, предложений
1.34. Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».
Практика: Обобщение и закрепление знаний по изученным темам с
элементами праздника.
2.
Направление
«Формирование
элементарных
математических
представлений».
2.1. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему
свойству.
Теория: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее
свойство группы предметов.
Практика: Игры на свойство предметов по цвету: «Цвета радуги». Работа в тетрадях
сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу,
назначению и т.д.). Беседа об овощах. Отгадывание загадок. Игра: «На что похоже?».

2.2. Сравнение
групп предметов.
Теория: Формировать умение сравнивать группы предметов путем
составления пар.
Практика: Игры на сравнение групп предметов с помощью составления
пар: “Построй игрушки парами”, “Веселая почта”.
19

Физкультминутки: “Рыбаки”, “Загадки”. Работа в тетрадях (№1– 3, стр.8) по
знакомству со знаками
“=” или “=”
2.3. Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения
размеров.
Теория: Формировать умение сравнивать группы предметов путем
составления пар Закреплять понятия “равенство” - “неравенство” и умение
правильно использовать знаки “=” и “=”. Закрепить знание свойств предметов,
повторить знакомые геометрические формы.
Практика: Игра на сравнение предметов и групп предметов “Динамические
картинки”. Физкультминутки: “Дождик”, “Разноцветные фонарики”.. Работа в
тетрадях. Логические упражнения.
2.4. Обозначение равенства и неравенства.
Теория: Закреплять понятия о равенстве и неравенстве групппредметов, умение
правильно выбрать знак “=” или “=”. Закрепить знание свойств предметов, умение
ориентироваться в таблице.
Практика: Игра “День – ночь” с использованием фланелеграфа насравнение
групп предметов. Игра на закрепление представлений о свойствах предметов “Всевсе-все”
2.5. Отношение: часть –
целое. Представление о действии сложения
(на наглядном материале).
Теория: Сформировать представление о сложении как объединении групп
предметов. Познакомитьсо знаком “+”. Закрепить знания свойств предметов.
Практика: Игра – драматизация на объединение групп предметов в одно целое
(сложение) “В овощном магазине”. Работа с раздаточным материалом.
Пространственные отношения: на, над, под.
2.6. Пространственные отношения: справа, слева.
Теория: Развивать пространственные представления, уточнить отношения :
слева, справа. Закрепить понимание смысладействия сложения. Удаление части из
целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном
материале).
Практика: Игра на формирование пространственных отношений: правый, левый.
Игры “Динамические картинки”, “Мухи”,“Геометрическое лото”.
Физкультминутка “Хлоп, ладошка”, “Аист”. Работа в тетради на закрепление
пространственных отношений: слева, справа.
2.7. Пространственные отношения: между, посередине.
Теория: Уточнить пространственные отношения: между, посередине.
Закрепить понимание смысла действия вычитания.
Практика: Игры на пространственные отношения: между, посередине:
“Яблоки”, “Качели”. Работа в тетради на закрепление представлений о
пространственных отношениях: между, посередине.
2.8. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один –
много.
Теория: Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и
20

частей.
Практика: Игры с обручами. Игра на логическое мышление “Кот у гнезда”,
“Строим гнездо”. Работа в тетради на закрепление понятий: внутри, Снаружи.
2.9. Число 1 и цифра 1.
Теория: Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.
Закрепление представления о взаимосвязи целого и частей, действия сложения и
вычитания.
Практика: Игры на знакомство с числом 1 и цифрой 1: “Картинная
галерея”, на моделирование цифры 1: “Конкурс красавиц”. Работа в тетради
2.10. Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Теория: Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и
частей.
Практика: Игры с обручами. Игра на логическое мышление “Кот у гнезда”,
“Строим гнездо”. Работа в тетради на закрепление понятий: внутри, Снаружи.
2.11. Число 2 и цифра 2. Пара.
Теория: Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2.
Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи
целого и частей.
Практика: Игры на образование число 2 “Динамические картинки”,
“Понятие пара”. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради: знакомство с
цифрой 2.
2.12. Представление о точке и линии.
Теория: Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой
линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов,
смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.
Практика: Рассматривание картинок с изображением птиц, звездного неба.
Отгадывание загадок. Игры с точками. Работа в тетради на закрепление
представление о точках и линиях.
2.13. Представление об отрезке и луче.
Теория: Сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить
цифры 1 и 2 с количеством предметов, составлять рассказы –задачки, в которых
надо выполнять сложение и вычитание в пределах 2.
Практика: Игры на формирование представлений об отрезке и луче
“Путешествие точки”. Работа с картинками. Работа в тетради.
2.14. Число 3 и цифра 3.
Теория: Познакомить с образованием и составом числа 3. Закрепить
представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по
свойствам.
Практика: Игры на образование числа 3. Веселые загадки. Иллюстрация
сказки “Три медведя”. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради.
2.15. Представление о замкнутой и не замкнутой линиях.
Теория: Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии.
Закрепить умение соотносить.
Практика: Игры с веревочками (раздаточный материал). Игра на
21

формирование замкнутой и незамкнутой линии “Путешествие Точки”.
2.16. Представления о ломанной линии и многоугольнике.
Теория: Познакомить с понятиями ломаная линия, многоугольник.
Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи
целого и частей, составе числа 3.
Практика: Игры на формирование представлений о ломаной линии.
Сравнение линий на рисунке. Игры на знакомство с понятием “многоугольник”.
Игра “Строители”. Работа в тетради.
2.17. Число 4 и цифра 4.
Теория: Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4.
Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать
число 4 четырьмя точками. Закрепить умение разбивать группу фигур на части
по различным признакам.
Практика: Игра “Домино”. Игры с раздаточным материалом (грибы, ежи,
жуки, помидоры) с использованием фланелеграфа. Задачки-стихи на состав
числа 4. Игра: “Четвертый-лишний”. Работа в тетради.
2.18. Представление об углах и видах углов.
Теория: Сформировать представление о различных видах углов – прямом,
остром, тупом. Закрепить знание цифр 1–4, счет до 4, знание состава числа 4,
смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие
многоугольника.
Практика: Игра “Железная дорога”. Игры с моделью угла. Игры с
раздаточным материалом (палочки, полоски бумаги). Работа в тетради.
2.19. Представление о числовом отрезке.
Теория: Сформировать представление о числовом отрезке, приемах
присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные
умения и состав числа в пределах 4, пространственные отношения.
Практика: История о маленьком веселом Лягушонке. Игры с раздаточным
материалом (полоски бумаги 4 цветов, цифры 1–4). Работа с моделью числового
отрезка. Работа в тетради.
2.20. Число 5 и цифра 5.
Теория: Познакомить с образованием и составом числа 5, цифрой 5.
Закрепить знание цифр 1–4, понятия многоугольника, числового отрезка.
Практика: Игры с геометрическими фигурами. Игра на состав числа 5 “В
гостях у Зайки”. Стихи С. Маршака, Г. Виеру. Игры с числовым отрезком. Игра
“Домино”. Работа в тетради.
2.21. Пространственные отношения: спереди, сзади.
Теория: Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. Закрепить
взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по
числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5,
сформировать представление о составе числа 5.
Практика: Динамическая картинка “Паровозик из Ромашково”, игра
“Геометрическое лото”. Игры на активизацию в речи слов “вперед”, “сзади”.
Работа в тетради.
22

2.22. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
Обозначение отношений: больше и меньше.
Теория: Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью
составления пар. Познакомить со знаками < и >. Закрепить понимание
взаимосвязи целого и частей, счетные умения.
Практика: Игра на знакомство со знаками < и > : “На лесной полянке”.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради
2.23. Временные отношения: раньше, позже.
Теория: Расширить временные представления детей, уточнить отношения
раньше – позже. Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании
групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете
предметов.
Практика: Игра с картинками по временным представлениям. Загадки
“Когда это бывает?” Работа с раздаточными картинками по группам. Игры на
активизацию в речи отношений “раньше – позже”. Работа в тетради.
2.24.Повторение.
Практика: Игры-путешествия со сказочными материала, героями.
Математические игры и
задания на закрепление пройденного материала:
числа и цифры 1–5, сложение и вычитание в пределах 5, пространственновременные отношения,
ориентировка в пространстве.
2.25. Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».
Практика: Обобщение и закрепление знаний по изученным темам с
элементами праздника.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
• учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную
оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
• учиться оценивать результаты своей работы;
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
• учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
• учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
• сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
23

• классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
• учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
• учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Личностные результаты:
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие
для всех правила поведения (этические нормы);
• в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
• при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
• поступкам других людей;
• понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
• выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
• объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Предметные результаты:
• отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
• задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
• рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
• конструировать словосочетания и предложения;
• определять количество слов в предложении;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
• делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
• - различать звуки и буквы;
• узнавать и различать буквы русского алфавита;
• правильно держать ручку и карандаш;
• аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
• продолжать заданную закономерность;
• называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
• вести счет предметов в пределах 10;
• соотносить число предметов и цифру;
• сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
• составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем
вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов:
24

слева-направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже,
раньше-позже, вчера - сегодня - завтра;
• распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов действительности;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного
объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
• Технические средства обучения
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров
и картинок.
• Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
• Мультимедийный проектор.
• Экранно-звуковые пособия
• Игры и игрушки
• Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк,
ферма, транспорт, магазин и др).
• Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
• Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
• Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Информационное-обеспечение:
• Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
• Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
• Слайды, соответствующие тематике программы.
• Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике программы.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования. Высшее или среднее специальное
педагогическое образование, первая или высшая квалификационная категория.
Методические материалы:
• картотека строительных карточек-схем по темам: здания, дома, мосты,
башни, крепости, космос, транспорт, животные, деревья…;
• иллюстративный материал по темам: здания, дома, мосты, башни, крепости,
космос, транспорт, животные, деревья…;
25

• картотека презентаций;
• картотека пальчиковых гимнастик, физкультминуток (по теме).
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики.
Диагностика результатов деятельности творческого объединения проводится
на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются
универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение,
анкетирование, игры, собеседование, выставки, творческий отчет, конкурсы,
выставки и т. д.
Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены
следующие диагностические методы:
Практическая работа (создание элементов для коллективной композиции,
авторских идей).
Анкетирование и тестирование.
Контрольные срезы по карточкам, вопросникам.
Игровые методы (для проверки усвоения текущего материала и
практических умений).
Виды контроля включают:
Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью
определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки
общего кругозора ребёнка.
Текущий контроль: проводится в середине учебного года (январь). По его
результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебнотематического плана.
Итоговый контроль: проводится в конце каждого учебного года (май).
Позволяет оценить результативность работы учащихся и педагога.
Форма представления результатов
Демонстрация образовательных результатов: в виде открытых занятий
(промежуточного в январе и итогового в мае)
Для выявления результативности в освоении воспитанниками дополнительной
общеобразовательной
программы
используется
итоговый
мониторинг,
содержащий в себе индивидуальные задания по основным разделам. Аттестация
проводится в ходе наблюдений, дидактической игры, и выполнении специальных
заданий.
Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.
Методы диагностических исследований:
- индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;
- наблюдения за отношениями ребёнка к сверстникам в группе, на участке
детского сада во время прогулок;
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний,
высокий уровни освоения программы.
26

Оценочные материалы:
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того,
насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен
был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития
конструктивных способностей.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала
2 балла - ребенок имеет высокий уровень математических представлений,
способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи.
Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку
или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить.
1 балл - ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими,
не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно,
но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или
поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.
0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет
их наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с
ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно,
отказывается от ответа.

27

3. Список литературы
1. Васильева Н.Н., Новоторцева И.П. Развивающие игры для
дошкольников. Яр., 2001.
2. Н.В. Жукова «Букварь» 2011г. Екатеринбург.
3. Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. М., 2001. .
4. Е. В. Колесникова. Учебно-методическое пособие «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. «Ювента» 2012 г. Москва
5. Е.В. Колесникова. Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет.
«Ювента» 2016г. Москва
6. Е.В Колесникова. Прописи для дошкольников 5-6 лет. 2015г. Москва.
7. Е. В. Колесникова Учебно-методическое пособие к демонстрационному
материалу «Звуки и буквы» для детей 5-6 лет.
8. Г.Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
«Учитель» Волгоград.
9. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента»,
2008.
10. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…
Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
CD программы по дошкольной подготовке, интернет ресурсы.

28

Диагностическая карта направление «Обучение грамоте»
№

Ф.И.
ребенка

Понятие
«звук»

н

к

ЗВУКИ
Характеристика
звука (согласный,
гласный)
(твердый, мягкий)

н

к

Положение
звука в слове

н

к

Понятие
«слог»

СЛОГИ
Слоговой
анализ
слова

Чтение
слогов

н

н

н

к

к

к

СЛОВА
Графическое
Составляет
моделирование
предложение из
слова
двух, трех слов,
прямоугольник
анализирует его

н

к

н

к

Понятие
«буква»

н

к

БУКВЫ
Согласные и
гласные
буквы

н

к

Соотнесение
букв и слогов

н

к

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Результаты диагностики уровня развития детей
1. НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв.
2. СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
3. ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа
слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове).
Соотносит буквы и слоги

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».