Программа-изостудии-АКВАРЕЛЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119
620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19 тел.: (343)227 -94-00
620105, г. Екатеринбург проспект Академика Сахарова, 43 тел.: (343)227 -94-03
https://119.tvoysadik.ru
e-mail: mdou119@eduekb.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом
МАДОУ детским садом № 119
Протокол № 1
«28» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ № 119
_____________/О.В. Миронова
Приказ от «28» августа 2020 г.
№ 94-о

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ИЗО-СУДИЯ «АКВАРЕЛЬ»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации 2 года

г. Екатеринбург, 2020

Оглавление
1. Пояснительная записка ............................................................................................................................................ 3
1.1. Цель и задачи Программы .................................................................................................................................... 3
1.2. Планируемые результаты освоения детьми Программы.................................................................................... 4
2. Организационно-педагогические условия.............................................................................................................. 5
2.1. Кадровые условия ................................................................................................................................................. 5
2.2. Педагогические условия ....................................................................................................................................... 5
2.3. Организационные условия .................................................................................................................................... 7
2.4. Материально-технические условия...................................................................................................................... 7
2.5. Календарный учебный график ............................................................................................................................. 8
2.6. Учебный план ...................................................................................................................................................... 10
3. Оценочные и методические материалы ................................................................................................................ 31
3.1. Оценочные материалы ........................................................................................................................................ 31
3.2. Методические материалы и наглядные пособия ............................................................................................... 31
Список литературы ..................................................................................................................................................... 33
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................................................................................................... 34

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественноэстетической направленности изо-студия «Акварель» Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 119 (далее Программа) разработана на
основе программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
При разработке Программы педагогический коллектив руководствовался социальным заказом
семей воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в
результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155.
3.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
4.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 119.
6.
Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительны
общеобразовательным программам».
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная
деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему
развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г.
Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов
свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий,
снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Развитие творчества – это один из мостиков, ведущих к развитию художественных
способностей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка.
Программа рассчитана на два года обучения (для детей с 5 до 7 лет), содержит перспективное
планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное,
декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Все работы детей на каждом году обучения подчинены общей теме года, в конце каждого
учебного года проводится итоговое занятие, выставка работ.
1.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и
художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и
предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и
инструментами.
3

3.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественнообразной выразительности.
4.
Амплификация
(обогащение)
индивидуального
художественноэстетического
опыта
(эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание
художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и
выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория);
интерпретация художественного образа и содержания, заключѐнного в художественную форму.
5.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской
деятельности.
6.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает тесное
взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и
познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его
результативность.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности
основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт
возрастных и индивидуальных особенностей детей. В начале каждого занятия несколько минут
отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются
занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную
работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их
исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в
изобразительном искусстве.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим
верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах,
ни в технике. Нетрадиционные техники рисования помогают увлечь детей, поддерживать их
интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.
Программа знакомства ребѐнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и
изобразительных материалов опирается на принципы построения общей дидактики:
• Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учѐтом природных и
климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
• Принцип систематичности и последовательности: постановка задач - «от простого к
сложному», «от неизвестного к известному»;
• Принцип развивающего характера художественного образования;
• Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей
с учѐтом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей;
• Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребѐнку;
• Принцип активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, наглядности.
1.2. Планируемые результаты освоения детьми Программы
В результате в конце обучения дети:
• самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют
навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
• самостоятельно передают композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявляют интерес к
изобразительной деятельности друг друга;
4

• владеют техническими навыками:
- регулирует нажим на карандаш, получая разные оттенки одного цвета;
- знает графические материалы (восковые мелки, цветной карандаш, фломастер); - умеет
смешивать краски для раскрашивания палитры; - умеет работать плотным слоем (гуашь).
цветоведение:
- умеет смешивать краски на палитре и применять их в работе;
- знает теплые и холодные цвета;
- выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение. композиция:
- правильно располагает лист;
- определяет композиционное место главного героя и события в сюжетном рисунке; - передает
двухплановую композицию. искусствоведческие понятия, термины:
- знает понятие жанр;
- знает понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Кадровые условия
Программа может реализовываться педагогом, имеющим среднее профессиональное или
высшее педагогическое образование.
Педагог должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) с
учѐтом специфики программы, вести в установленном порядке документацию, соблюдать права
и свободы обучающихся (воспитанников), поддерживать связь с родителями (законными
представителями), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности, соблюдать
трудовую дисциплину.
Педагог помимо хорошей профессиональной подготовки должен обладать умением
создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения с детьми.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также
своеобразным режиссером проводимых им занятий, поэтому важно все: и его внешний облик, и
его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий
перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными
игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где
каждый ребѐнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
2.2. Педагогические условия
Художественная деятельность обучающихся на занятиях очень разнообразна: изображение на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками;
декоративная работа; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, игровые
упражнения, рассчитанные как на активизацию у воспитанников познавательного процесса, так и
на развитие у них интереса к заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями
искусства (демонстрация слайдов, репродукций, фотографий, иллюстраций); конструирование,
наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных
ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного
творчества; прослушивание музыкальных и литературных произведений (классических, народных,
современных).
Игровые приемы при выполнении заданий реализуются в виде выполнения: эскизов, согласно
которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на занятиях по
декоративному творчеству (игрушки из папье-маше, сувениры, подарки друзьям и близким); цикла
учебно-творческих заданий по иллюстрированию собственных стихов, книжек-картинок на тему
собственных и народных сказок; коллективных панно, композиций и т. д.
Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий,
предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, диафильмы, слайды),
5

развивает у воспитанников эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет
представления о культуре прошлого и настоящего.
Методика проведения работы с воспитанниками строится на тематическом разнообразии,
заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь являются
как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и
технических задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на
определенный отрезок времени — выполняются в течение одного - двух занятий.
С первого года обучения воспитанникам предлагаются занятия по специальным
дисциплинами рисунок, живопись, лепка, композиция, декоративное искусство. Все эти
дисциплины имеют самостоятельное значение, в то же время взаимно дополняют друг друга. На
первом году обучения воспитывается осознание связей человека с искусством (в единстве
восприятия и созидания), идя от личности ребенка, от его чувств, от близкого ему мира природы и
сказки, через окружающий его мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных
народов о красоте жизни, красоте человека, человеческого поступка.
На втором году обучения углубляется познание этих связей. Дети познают отличие разных
видов зрительно-пространственных искусств и их взаимосвязь в жизни. Уровень решаемых задач с
каждым годом становится не только сложнее, но и многообразнее. Данный период закрепляет все
полученные представления, знания и умения.
Формы и методы проведения занятий
1.
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2.
Практические – упражнения, игр методы.
3.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая
драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
4.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ
способов выполнения и др.
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: фотографии,
репродукции, поделки, литература по изо-деятельности, видео-аудиозаписи, словари терминов.
Отличительные особенностью данной Программы является то, что занятия объединены по
тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной
технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. В ходе
реализации Программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
 граттаж;
 кляксография;
 линогравюры;
 монотипия;
 набрызг;
 отпечатывание;
 пальчиковая живопись;  печать-клише;  рисование макаронами;  смешивание красок и
т.д.
Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей
знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с
нетрадиционной техникой выполнения этой работы. На последующих занятиях умения и
навыки формируют и закрепляют. Методики этих занятий таковы, что детей побуждают
выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие
содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих
способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Последние занятия носят творческий характер.
Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге
отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых
рисунков.
Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это
другое, необычное для детского творчества.
6

Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а
также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными
задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс,
очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции,
возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия
такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков,
воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 5-7 лет, посещающих детский сад.
2.3. Организационные условия.
Занятия проводятся в групповом помещении во вторую половину дня.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа,
самостоятельная и практическая работа).
Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая
среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и
ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребѐнок в течение дня мог
найти себе увлекательное занятие.
При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд
требований:
• Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития
• Предметная среда включает не только уже известные ребѐнку объекты, но и те,
которые побуждают к деятельности
• Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их
стремления на деле применять свои знания и умения.
Развивающая среда опирается на принципы:
• Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития
• Принцип информированности, обогащѐнности
• Принцип активности
• Принцип эмоциональной насыщенности
• Принцип системности
• Принцип статичности и подвижности
• Принцип эмоционального благополучия и комфортности
• Принцип закрытости
• Принцип обеспечения половых различий
• Принцип универсальности
2.4. Материально-технические условия
Оборудование

Инструменты и
материалы

Подручный материал

7

Учебнометодическ
ие пособия

-Мольберт;
-Музыкальный
центр;
-Ноутбук;
-Стол детский
двухместный; Стул детский;
-Шкаф для
хранения
пособий.

-Акварельные краски;
-Восковые мелки;
-Графические
карандаши;
-Гуашь;
Доски для
лепки; -Карандаши
цветные;
-Кисточки (большие,
средние, маленькие); Клей карандаш;
-Ножницы; Подставка для
кисточек; Поролоновые
тампоны;
Простые
карандаши; -Салфетки
для кисточек;
-Салфетки х\б для рук;
-Свечи;
- Стаканчикинепроливайки;
-Стеки;
-Цветной картон; Цветная бумага; Фломастеры.

-Бумага разного
формата и фактуры;
Сухие листья;
Цветы;
Сырые овощи;
Поролон;
Нитки;
Пластилин;
Ткань;
Природный
материал.

-Альбомы для
рассматриван
ия:
«Транспорт»,
«Космос»,
«Звезды», «Маски»;
-Аудиозаписи в
соответствии и с
темами занятий;
-Дидактический
материал в
соответствии с темами
занятий;
-Игрушки (заяц,
мишка, снеговик,
елочка, собачка,
кошка…).
-Иллюстрации:
«Времена года»,
«Природа»,
«Природные
явления», «Дети на
прогулке», «Мои
игрушки»; -Сборник
загадок для детей; Сборник
стихотворений о
природе.

2.5.Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с нормативно - правовыми
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155.
3.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
4.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 119.
6.
Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Количество полных недель на реализацию Программы с 5 до 7 лет составляет 34 недели.

8

Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми планируемых результатов
освоения программы:
- мониторинг – с 05 по 09 октября; - итоговый мониторинг – с 17 по 21 мая.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения
образовательного процесса.
Программа дополнительного образования рассчитана на следующие возрастные ступени:
- старшая группа
от 5 до 6 лет
- подготовительная группа
от 6 до 7 лет
Распределение нагрузки (продолжительность образовательной деятельности) в неделю в
группах осуществляется следующим образом: Занятия проводятся во второй половине дня: для детей
5-6 лет – 2 раза в неделю по 25 минут; для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю по 30 минут.
Календарный учебный график
Ме
ся
ц

IX
X

XI

XII

Не
де
ля

3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

I

II

III

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

IV

1
2
3
4

Подготовительная к школе
группа
Старший возраст
НОД
50мин.
НОД
50мин.
Мониторинг
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50 мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
25мин.
Выставка работ
25мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
25мин.
Выставка работ
25мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.
НОД
50мин.

НОД
НОД
Мониторинг

НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
Выставка работ

НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
НОД
Выставка работ

НОД
НОД
НОД
НОД
9

60мин.
60 мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60 мин.
60 мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
30мин.
30мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
30мин.
30мин.
60мин.
60мин.
60мин.
60мин.

V

1
2
3

НОД
НОД
НОД

4

Выставка работ,
Мониторинг

Итого за
год

50мин.
50мин.
50мин.
50мин.

НОД
НОД
НОД
Выставка работ,
Мониторинг

28,3ч.

60мин.
60мин.
60мин.
60мин.
34ч.

*НОД - Непосредственно образовательная деятельность детей (занятие).
2.6. Учебный план

МОДУЛЬ «ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ»
Старшая группа (5 – 6 лет)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Темы
Азбука цветов
Веселые уроки карандаша
Холодные и теплые картины
Летний луг, который я видел летом
Бабочка
Рисуем мыльными пузырями
Нарядный мухомор
Осенний лес
Итого:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Подготовительная к школе группа
(6 – 7 лет)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Темы
Азбука живописной грамоты
Контрастные и дополнительные цвета
В гостях у солнышка
У царя Нептуна в подводном царстве
Летняя березка
Осенняя березка
Зимняя березка
Весенняя березка
Итого:

10

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Учебный план для детей 5-6 лет
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста Задачи:
Формировать художественное творчество.
Формировать и развивать восприятие красоты.
Заложить фундамент эстетических основ.
Развивать индивидуальный творческий потенциал.
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное
деятельности.
№ Тема
п/п
1
Азбука цветов

2
3

Техника

Цель
Познакомить с цветами, которые относятся к
теплой и холодной части спектра, познакомить со
способом получения нового цвета красок. Учить
смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного
тона

Веселые уроки
карандаша
Холодные и
теплые картины

4

Летний
луг, Мелки + акварель Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в
который я
данной технике. Содействовать наиболее
видел летом
выразительному отражению впечатлений о лете.

5

Бабочка

Монотипия,
обведение
лад
ошки,
пальчиковая
живопись

Упражнять детей в технике монотипии.
Закрепить умение использовать технику
печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками –
большое крыло, кулачок
– маленькое крыло). Познакомить детей с
симметрией (на примере бабочки).
Развивать пространственное мышление.

отношение

к

Средства
выразительности
Тон, цвет

Материалы

Цвет, линия, пятно,
фактура

Бумага для рисования,
восковые
мелки,
акварель,
трафареты
цветов,
гуашь
в
мисочках, поролоновые
тампоны, кисти.

Акварель, гуашь,
Трафарет, палитры,
бумага для рисования

6

Рисуем
мыльными
пузырями

Совершенствовать новую технику рисования
мыльными пузырями. Развивать фантазию,
воображение.

Цвет, пятно

Разведенные
мыльные
пузыри (шампунь,
гуашь, вода) лист бумаги
и трубочка для коктейля

11
7

Нарядный
мухомор

8

Осенний лес

Печать клише,
пальчиковая
живопись,
поролон
Пальчиковая
живопись,
монотипия

Закрепить умения, используя технику
печатанья. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура,
цвет

Учебный план для детей 6 – 7 лет Цель:
Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество.
Формировать и развивать восприятие красоты.
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования.
Развивать индивидуальный творческий потенциал.
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к
деятельности. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
№
Тема
Техника
Цель
Средства
п/п
выразительности
1
Азбука
Помочь освоить цветовую гамму
Цвет
Вызывать желание довести начатое дело до
живописной
конца и добиваться результата, несмотря на
грамоты
2
Контрастные
Работа на палитре возникшие трудности
Научить смешивать краски на палитре,
цвета
получать желаемые оттенки.
3 В
гостях
Живопись по
Цвет, пятно
Совершенствовать технику
живописи
солнышка
мокрому

Печатки и трафареты,
простой карандаш,
поролоновые тампоны,
гуашь
в
мисочках.

Материалы
Акварель, гуашь,
трафарет палитры,
бумага для рисования

4

5
6

7
8

У царя Нептуна Живопись по
по- мокрому
в
подводном мокрому
царстве
Учить передавать образ дерева – березки в Цвет, фактура,
Летняя березка Акварель
шерстяные нитки разное время года, используя различную объем, тон
технику рисования.
Осенняя березка Акварель
карандашная
стружка
Зимняя березка Шерстяные нитки
цв. бум.
Весенняя
Акварель +
березка
пенопласт
12

Акварель, бумага для
рисования,
карандашная стружка,
шерстяные нитки, цв.
бумага,
пенопласт,
клей, кисти.

МОДУЛЬ «ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА»
Старшая группа (5 – 6 лет)
Раздел
Тема

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Анималистика

Фотография листа
Осенние листья
Осенний пейзаж
Ваза с цветами
Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?»
Праздничный торт
Фрукты на столе (арбуз и фрукты)
Цветы в вазе
Сказочные цветы
Сказочные цветы
Осень в лесу
Звездное небо
Березовая роща
Рисунок ветра
Первый снег
Листья на ветру
Кораблик в море
Ночь в лесу
Новогодняя елочка
Кто живет в зимнем лесу
Снеговик во дворе
Узоры Деда Мороза
Зимняя картина
Рябина зимой
Азбука настроений
Дед Мороз идет по лесу
Мой портрет
Я рисую своего папу
Платье для принцессы
Лесовичок
Одежда для моего папы
Мой друг
Моя мама
Автопортрет
Мой друг карандаш
Я модельер
Пингвины на льдине
Я рисую пушистика и колючую голову
Птицы прилетают с юга
Паук-крестовик
Стрекоза
Дружная семейка (совы) на ветке
Зеленый лягушонок в зеленой траве
Волшебная карета
Кот Мурлыка

Кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
2
1

Сказочно-былинный
жанр

Раздел

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Чунга –чанга
(коллективная работа)
Бабочки собирают нектар
Лесные кружева
Итого:
13
Подготовительная к школе группа
(6 – 7 лет)
Тема
Аленький цветочек
Ветка рябины с натуры
Букет (астры, георгины)
Корзина с фруктами
Корзина с фруктами
Цветы в вазе
Аквариум
Осенний лес
Кленовый лист
Осенние мотивы (ковер)
Многосерийное полотно
В гости в Африку - пальма
Сбросил лес последнюю листву
Рисунок ветра
Заколдованные деревья
Восход солнца
Звездное небо
Зимний пейзаж
Как мы помогли снеговичку
Березовая роща
Елочка к новому году
Рождественская ночь
В подводном мире
Рисуем мыльными пузырями
В подводном мире
Пингвины на льдине
Рисование человека по схемам
Мой папа
Мой дедушка
Галстук для папы
Снежная королева
Домовенок Кузя
А вот и я
Моя мама
Подснежники для моей мамы
Девочка - Весна
А это вся моя семья
Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок)
Муравьишка трудится

2
1
1
56

Кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1

Анималистика

Сказочно-былинный
жанр

Забавное животное
Утята в пруду
На лесной опушке
Пестрокрылая бабочка
Космическая картина
Ларец на высоком дубе
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Итого:
14

1
1
1
1
2
1
1
56

5-6 лет
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста. Задачи:
Формировать художественное творчество.
Формировать и развивать восприятие красоты.
Заложить фундамент эстетических основ.
Развивать индивидуальный творческий потенциал.
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное
деятельности.
Раздел
На
тю
рм
ор
т

отношение

к

Техника

Цель

Средства
выразительности

Материалы

Фотография
листа

Печать
листочком

Пятно, фактура,
цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага,
клеенка
для
черновой
работы,
разнообразные по форме листья

Осенние
листья

Тиснение

Фактура, цвет

Шаблоны листьев разной формы,
простой карандаш, цветные карандаши,
материал для тиснения (предметы с
различной фактурой), ватман, гуашь,
кисти.

Осенний
пейзаж

Тычкование

Расширение представлений детей
о
возможных
способах
художественного изображения;
знакомство с методом печати
листьями. Закрепление знаний о
теплой цветовой гамме.
Формирование навыков создания
несложной цветовой композиции
Познакомить
с
техникой
тиснения.
Учить
обводить
шаблоны листьев простой формы,
делать тиснение на них. По
желанию рисовать на общем
листе пейзаж осени (без листьев)
Закрепить
умение
вырезать
листья и приклеивать их на
деревья, прием тычкования –
учить делать ежика, грибочки на
него.
Развивать
чувство
композиции.
Совершенствовать
умение
в
художественных техниках

Фактура, объем

Ножницы, клей, карандаш, квадраты
(2х2 см) из газетной бумаги (около 40
шт.), красная, коричневая и белая
бумага для грибов (прямоугольники),
листья, изготовленные на предыдущих
занятиях.
Печатки и
трафареты, простой
карандаш,
поролоновые тампоны,
гуашь в мисочках.

Тема

Ваза цветами с Печать
по
трафарету

17

Пятно, фактура,
цвет

Натюрморт из
овощей «Что
нам
осень
подарила?»
Праздничный
торт
Фрукты
на столе
(арбуз и
фрукты)

Пе
йз
аж

Сказочные
цветы
Сказочные
цветы
Осень в лесу

Звездное небо

Березовая
роща

Свеча
+
акварель

Любая

печатания
и
рисования Цвет,
линия, Акварель, бумага
для
пальчиками. Развивать цветовое пятно, фактура
рисования, свеча, кисти
восприятие, чувство ритма.
Совершенствовать умения
и
навыки
в свободном
экспериментировании
с Пятно, фактура,
материалами, необходимыми для цвет
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.

Печать
поролоном,
мятая
бумага,
пальчиковая
живопись
Кляксография с Познакомить с новой техникой –
ниточкой
рисования с ниточкой.
Воспитывать аккуратность.
Мелки
+ Совершенствовать рисование в
акварель
данных
нетрадиционных
техниках.
Закрепить
умение
Монотипия
печатать
по
трафарету,
равномерно делать напыление по
Монотипия
всему листу, рисовать свечой.
Развивать
воображение,
творчество.

Напыление,
печать
по
трафарету
Рисование
свечой

Пятно

Печатки и
карандаш,
поролоновые
мисочках.

трафареты, простой
скомканная
бумага,
тампоны, гуашь в

Ниточка, трафареты, поролоновые
тампоны, акварель, гуашь в мисочках.

Цвет,
линия, Акварель, бумага
для
пятно, фактура
рисования, мелки, кисти
Пятно,
цвет,
симметрия
Пятно,
тон,
вертикальная
симметрия,
изображение
пространства
в
композиции
Точка, фактура
Зубная щетка, гуашь, бумага
рисования, трафареты
Цвет, фактура,
пятно, линия

18

Все имеющие в наличии

Акварель, бумага
для
рисования, свеча, кисти

для

Рисунок ветра Выдувание
трубочки

Первый снег

Листья
ветру

на

Кораблик
море

из Учить направлять струю
выдыхаемого воздуха. Развивать
фантазию.

Монотипия.
Рисование
пальчиками,
мятой бумагой

Графический
граттаж

в Живопись по –
мокрому,
акварельные
мелки
Ночь в лесу
Обрывание,
напыление
Новогодняя
Любая
елочка
Кто живет в
Мятая бумага,
зимнем лесу
напыление,
пальчиковая
живопись
Снеговик
Мятая картина
во дворе

Пятно

Учить рисовать дерево без Пятно, фактура,
листьев в технике монотипии, цвет
сравнивать
способ
его
изображения с изображением
дерева с листьями. Закрепить
умение
изображать
снег,
используя
рисование
пальчиками. Развивать чувство
композиции.
Познакомить с нетрадиционной Линия, штрих.
техникой черно-белого граттажа.
Учить передавать настроение
ветра с помощью графики.
Упражнять
в
использовании
средств выразительности.
Совершенствовать
умения
и Цвет, пятно,
навыки в свободном
фактура, точка
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.

Совершенствовать рисование в Цвет, фактура
данных
нетрадиционных

19

Бумага, тушь или жидко разведенная
гуашь в мисочках, пластиковая ложка

Блюдце с штемпельной подушкой из
тонкого
поролона,
пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета
и размера, смятая бумага, трафареты из
пенопласта

Полукартон либо плотная бумага
белого цвета, свеча, широкая кисть,
черная тушь, жидкое мыло (1 капля на
1 ст. л.туши) или зубной порошок,
мисочки для туши, палочка с
заточенными концами
Акварель, акварельные мелки, бумага,
кисти

Зубная щетка, гуашь, бумага
рисования, трафареты, бумага
обрывания.
Акварель, бумага для рисования,
кисти, скомканная бумага

для
для

Салфетки разного цвета, кисти, бумага,
иллюстрации пейзажей со
снеговиком, клей

Узоры Деда
Мороза

Зимняя
картина

Свеча, граттаж,
процарапывани
е

техниках.
Закрепить
умение Фактура, линия,
печатать
по
трафарету, цвет
равномерно делать напыление по
всему листу, рисовать свечой.
Развивать воображение,

Печать
поролоном,
пенопластом,
мятая бумага
Рябина зимой Скомканная
бумага
–
наложение
По
рт
ре
т

Азбука
настроений

Дед Мороз
идет по лесу
Мой портрет

Я
рисую
своего папу
Платье
для
принцессы
Лесовичок

творчество.
Совершенствовать рисование в
данных
нетрадиционных
техниках.
Закрепить
умение
печатать
по
трафарету,
равномерно делать напыление по
всему листу, рисовать свечой.
Развивать воображение,
творчество.
Работа
по Закрепить умение работать по
схемам
схемам, с техникой печати
Акварель +
ладошками,
по
трафарету,
восковые мелки обрывания и набрызга. Развивать
цветовосприятие.
Обрывание,
напыление
Черно-белый
Учить
рисовать
портрет
граттаж
человека,
используя
выразительные средства графики.
Содействовать передаче
Мятая бумага,
отношения к изображаемому.
обрывание
Развивать чувство композиции.
Тычкование
ватными
палочками
Тычок жесткой
кистью

Совершенствовать технику
тычкования. Развивать чувство
ритма.
Воспитывать
аккуратность.

20

Акварель, бумага для рисования, свеча,
кисти, палочки для
процарапывания

Пятно, фактура,
цвет

Цвет,
линия, Бумага для рисования, акварель,
пятно, фактура
восковые
мелки,
бумага
для
обрывания, трафареты, зубная щетка,
расческа, гуашь

Линия,
точка,
штрих
Цвет, фактура,
объем
Цвет, фактура,
объем
Фактура, цвет

Приготовленный лист для
чернобелого граттажа,
черный маркер,
палочка для процарапывания, сангина,
репродукции портретов, эскизы.
Скомканная бумага, приготовленная
бумага для обрывания, гуашь, кисти
Ватные палочки, жесткие кисти,
бумага для рисования, гуашь в
мисочках, трафареты

Одежда
для
моего папы
Мой друг

Любая

Любая

Моя мама

Сангина

Автопортрет

Работа
трафарету
Любая

Мой друг
карандаш
Я модельер

Ан
им
ал
ис
ти
ка

Совершенствовать умения
и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.

Пингвины на
льдине

Я
рисую
пушистика и
колючую
голову
Птицы
прилетают с
юга

Свеча
акварель
Любая

Все имеющиеся в наличии.

штрих,
Учить
рисовать
портрет Линия,
человека,
используя Точка, цвет,
выразительные
средства пятно, фактура
графики.
Содействовать
передаче
отношения
к
изображаемому.
по
Развивать чувство композиции.

Приготовленный лист для чернобелого граттажа, черный маркер,
палочка для процарапывания,
сангина, репродукции портретов,
эскизы, трафареты

Все имеющиеся в наличии.
Акварель, бумага
для
рисования, свеча, кисти
Все имеющиеся в наличии

+

Ладошка

Совершенствование
техник
пальчиками,
нетрадиционных
(рисование
ладошками,
сухой
отпечатки
разными
предметами, тычок кистью,
Снег – мятая
Развитие
оттиск
мятой
бумагой,
бумага
и
творческого
Тычок жесткой кляксография).
Воспитание
кистью
и воображения чувство юмора.
ренности,
уве
оттиск мятой самостоятельности,
инициативности.
бумагой
Кляксография

21

Пятно,
цвет,
фантастический
силуэт
Пятно, фактура,
цвет
Фактурность
окраски, цвет

Пятно

Гуашь, акварель, кисти, бумага
для
рисования,
скомканная
бумага, клей, карандаш, квадраты
(2х2 см) из газетной бумаги

Пауккрестовик
Стрекоза
Дружная
семейка
(совы) на
ветке

Обрывание

Совершенствовать
использовать
изобразительную
Познакомить
с
печатанья листьями

умения Фактурность,
данную цвет
технику.
техникой

Тычкование
Тычкование,
пальчиковая
живопись,
печатанье
листьями
Закрепить умение работать с Фактура, точка,
Зеленый
Напыление
техникой печати ладошками, по цвет, пятно
Сказочнобылинный лягушонок в красками
трафарету и набрызга. Развивать
разными
по
жанр
зеленой траве
цветовосприятие.
Учить
оттенку
Волшебная
Печать
по
смешивать краски прямо на
карета
трафарету,
листьях или тампоном при
ладошки,
печати.
пальчиковая
живопись
Кот Мурлыка Напыление,
Учить создавать образ кота,
выкладывание используя смешение красок,
рисом
набрызг, печать по трафарету,
пальчиками,
ладошками,
в
технике обрывания. Развивать Фактура,
Чунга –чанга Обрывание,
цветовосприятие. Упражнять в
(коллективная пальчиковая
цвет, пятно
рисовании с помощью данных
работа)
живопись
Ладошки, мятая техник.
картина, печать

22

Салфетки, ножницы, квадраты
(2х2 см) из газетной бумаги,
подготовленный фон, листья для
печатанья, гуашь, акварель.

Бумага для рисования, гуашь,
кисти, поролоновые тампоны,
трафареты

Бумага для рисования, зубная
щетка, расческа, гуашь,
крашенный рис, клей, эскизы,
иллюстрации
Бумага для рисования, бумага для
обрывания, гуашь, клей, эскизы,
иллюстрации
Бумага
для
рисования,
скомканная
бумага,
кисти,
трафареты,
поролоновые
тампоны, гуашь,
крашенный рис, клей, эскизы,
иллюстрации

Бабочки
собирают
нектар

Монотипия

Лесные
кружева

Любая

Закрепить знание детей о Цвет, пятно,
симметричных
и симметрия
нессиметричных
предметах,
навыки
рисования
гуашью.
Совершенствовать
работу
в
данных техниках.
Совершенствовать
умения
и
навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
с
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Закрепить
умение
выбирать
самостоятельно технику и тему.

Бумага для рисования, гуашь,
кисти, поролоновые тампоны,
трафареты, скомканная бумага,
клей, эскизы, простой карандаш,
иллюстрации
Все имеющиеся в наличии

Учебный план 6-7 лет
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы
Раздел

Тема

Техника

Средства
выразительности

Цель

23

Материалы

Натюрморт

Аленький
цветочек
Ветка
рябины
с
натуры

Живопись по
мокрому
Тычкование
мятой бумагой

Учить создавать

Цвет, пятно,
точка

Совершенствовать
умения
в
данной технике.
Учить анализировать натуру,
выделяя ее особенности (форму
вазы, вид и величину цветов,
форму лепестков). Закрепить
приемы печатания. Развивать
чувство
композиции.
Учить
обращаться к натуре в процессе
рисования, подбирать цвета в
соответствии с натурой.
Цвет, фактура

Букет (астры, Печатание
георгины)
картофелем
Рисование
пастелью
Корзина
Печатка
с
пенопластом
фруктами
Корзина
Свеча,
Закрепить
умение
рисовать Цвет, фактура
процарапывани акварелью и свечой
фруктами
с е
процарапывать рисунок.
Развивать чувство композиции.
Цветы в вазе Кляксография с Познакомить с нетрадиционной
Цвет, пятно
художественной
техникой
ниточкой
кляксография с ниточкой.
Развивать воображение.
Аквариум

Пейзаж

Осенний лес

Нитки
+
Совершенствовать
умения Фактура, цвет
крашеный рис + работать
в
данных
ладошки
изобразительных техниках, уметь
сочетать их.
Совершенствовать
умение
в Цвет, пятно,
Мятая бумага
нетрадиционных техниках оттиск фактура

24

Акварель, бумага, кисти
Ножницы, клей, карандаш, квадраты
(2х2 см) из газетной бумаги (около 40
шт.), красная, коричневая и белая
бумага для грибов (прямоугольники),
листья, изготовленные на предыдущих
занятиях.
Букет осенних цветов, лист бумаги,
печатки, пастель, гуашь, поролоновые
тампоны.

Бумага, свеча, акварель, простой
карандаш, палочка для
процарапывания,
гуашь,
кисти,
репродукции натюрмортов, эскизы.
Бумага, тушь разных цветов, ниточка,

Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага,
кисти.

Скомканная
бумага, бумага
рисования, гуашь, кисти.

для

мятой
бумагой,
печать
ладошками. Учить превращать
отпечатки из ладошки в кленовый
лист. Учить в работе
отражать облик деревьев в лесу
наиболее выразительно.
Развивать чувство композиции
Осенние
Набрызг
с
Учить создавать образ осеннего
мотивы
трафаретом
ковра,
используя
(ковер)
смешение красок, набрызг и
печать по трафарету.
Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
Многосерий Фон –
Учить создавать многосерийное
ное полотно живопись по- полотно, используя сочетание
мокрому
различных
изобразительных
техник. Воспитывать чувство
Изготовление
трафарета
прекрасного.
цветов
–
процарапывани
е рисунка
Завершение
работы
–
напыление
рисунка
В гости в Ладошки
Совершенствовать
данные
Африку Пальчиковая
изобразительные техники.
пальма
живопись
Кленовый
лист

Ладошками

25

Цвет, пятно

Цвет, точка,
фактура

Точка,
линия

Пятно, точка

Подготовленные ранее фон, гуашь,
кисти, иллюстрации, зубная щетка,
расческа, трафареты

цвет, Бумага для рисования, акварель, кисти,
поролоновые тампоны, трафареты
цветов,
бутонов,
скрепки
для
процарапывания, зубная щетка,
расческа, белая гуашь

Акварель, бумага,
кисти, гуашь либо акварель, влажная
губка, кафельная плитка

Сбросил лес
последнюю
листву

Пейзажная
монотипия

Рисунок
ветра

Выдувание
трубочки

Заколдованн
ые деревья

Восход
солнца

Звездное
небо
Зимний
пейзаж
Как мы
помогли
снеговичку

Пятно,
тон,
вертикальная
симметрия,
изображение
пространства
в
композиции
Линия,
Акварель, трубочки, бумага, баночки,
штрих,
кисти
точка

из Закрепить умение
направлять струю
выдыхаемого воздуха в заданном
направлении.
Любая
Совершенствовать умения
и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Цветной
Совершенствовать
умение
в Линия, штрих,
граттаж
нетрадиционных
техниках цвет
цветной граттаж, набрызг, мятая
бумага, обрывание. Развивать
чувство композиции.
Пятно,
цвет,
Набрызг
линия, тон,
изображение
Мятая бумага,
пространства
обрывание
в
композиции
Любая
Совершенствовать умения
и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
26

Все имеющиеся в наличии

Цветной картон или плотная бумага,
предварительно раскрашенные
акварелью либо фломастерами, свеча,
широкая кисть, мисочки для гуаши,
палочка с заточенным концом.
Бумага, акварель, кисти, зубная щетка,
расческа, репродукции пейзажей, елей,
эскизы, скомканная бумага, бумага для
обрывания
Все имеющиеся в наличии

Березовая
роща

Свеча
+
акварель

Закрепить умение рисовать свечой Цвет, линия, тон, Бумага, свеча, акварель, простой
и акварелью. Учить
штрих
карандаш, гуашь, кисти, репродукции
создавать выразительный образ
пейзажей, эскизы.
березовой рощи. Развивать
чувство композиции.

Елочка к
новому году

Акв.
+
Учить
рисовать
елочку
восковые мелки, восковыми мелками, обращая
напыление
внимание на расположение веток
и иголках на них. Учить с
помощью акварели передавать
зимний
колорит.
Развивать
цветовосприятие.
Закрепить умение рисовать свечой
Рождественс Свеча + гуашь
и гуашью. Учить
кая ночь
создавать выразительный образ
рождественской ночи. Развивать
чувство композиции.
Напыление,
Учить передавать настроение
процарапывани тихой рождественской ночи с
помощью
напыления,
е
процарапывания.
умение
В подводном Живопись по Совершенствовать
использовать
данные
мире
мокрому
изобразительные
техники.
Ладошками
Рисуем
Выдувание из Развивать чувство композиции.
мыльными
трубочки
пузырями
В подводном Живопись помокрому +
мире
ладошки

27

Бумага, акварель, кисти, восковые
мелки,
зубная
щетка,
расческа,
репродукции пейзажей, елей, эскизы.

Точка,
штрих,
линия

Пятно,
штрих,
точка

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка,
расческа, репродукции пейзажей, елей,
эскизы, палочка для процарапывания

цвет, Гуашь, акварель, кисти, бумага,
линия, трубочки, баночки с разведенной
краской

лед,
Пингвины на Снег,
полярная ночь –
льдине
живопись по
- мокрому,
мятая бумага

Пингвины –

Учить изображать снег, лед и Пятно, штрих
полярную ночь, используя гуашь
разных цветов, смешивая ее
прямо на бумаге. Закрепить
понятие о холодных цветах.
Упражнять в аккуратном
закрашивании всей поверхности
листа.
Совершенствовать умение
в Пятно, штрих

смешивании белой и черной
красок прямо на листе бумаги.
Учить
рисовать
семью
пингвинов, передавая разницу в
величине птиц. Развивать умение
отображать в рисунке несложный
сюжет.
Рисование
Продолжать знакомить детей с
человека по
жанром портрета. Закрепить
схемам
умение изображать человека по
схемам (лицо, фигура), пользуясь
Мой папа
Обрывание
различными приемами рисования
Мой дедушка Мелки
+
сангиной, обрыванием, мелками,
акварель
графически
выразительными
средствами. Развивать чувство
композиции.
Галстук для Любая
Совершенствовать умения
и
папы
навыки
в свободном
с
Снежная
Мятая бумага, экспериментировании
королева
живопись по - материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
мокрому,
изобразительных техниках.
напыление
Домовенок
Мятая бумага
Кузя
ладошки,
напыление

Портрет

28

Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации,
скомканная бумага

Подготовленные ранее пейзажи,
гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки
детей, зубная щетка, расческа

Линия,
штрих

пятно, Бумага для рисования, сангина,
репродукции портретов, эскизы, мелки,
акварель, бумага для обрывания.

Линия,
штрих

пятно, Бумага для рисования, акварель,
скомканная
бумага,
репродукции
портретов, эскизы.

А вот и я
Моя мама

Свеча
акварель
Сангина

Подснежник Мелки
+
и для моей
акварель
мамы

Девочка
Весна

А н и

+ Закрепить умение рисовать свечой Пятно,
штрих,
и акварелью.
линия
Закрепить умение
рисовать сангиной.
Учить рисовать подснежники Цвет, линия
восковыми мелками, обращая
внимание на
склоненную
головку цветов. Учить с
помощью акварели передавать
весенний колорит. Развивать
цветовосприятие.

Закрепить
знание
детей
о
симметричных и
несимметричных
предметах,
навыки рисования гуашью.
Закрепить теплые цвета.
А это вся
любая
Совершенствовать умения
и Линия,
тон,
моя семья
навыки
в свободном
точка, штрих
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Пушистый
Тычок жесткой
Фактурность
друг (зайчик, кистью,
окраски, цвет
котенок,
скомканная
щенок)
бумага
Муравьишка
трудится

- Монотипия,
силуэтное
рисование

Пальчиковая
живопись

Цвет,
точка,
линия

29

Бумага, свеча, акварель, простой
карандаш, гуашь, кисти, репродукции
портретов, эскизы.
Бумага, акварель, восковые
иллюстрации, эскизы.

мелки,

Бумага, кисти, гуашь либо акварель,
влажная губка, кафельная плитка

Все имеющиеся в наличии

Бумага, трафарет животного, жесткая
кисть, гуашь

пятно, Мисочки с гуашью, плотная бумага,
короткая небольшие листы, салфетки

Совершенствовать
умение Пятно
рисовать свечой и акварелью
работать в технике кляксография.
Развивать
воображение.
Воспитывать аккуратность.
Утята
в
Напыление
Совершенствовать умение делать Точка, фактура
пруду
одной краской напыление одной краской и
красками разной плотности и
На лесной Напыление
красками
разной
разных оттенков.
опушке
плотности и
разных оттенков

Бумага, тушь или жидко разведенная
гуашь в мисочках, пластиковая ложка

Пестрокрыл
ая бабочка

Все имеющиеся в наличии

Забавное м
животное

Кляксография

Совершенствовать
умения
и
навыки
в
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
Космическая Мятая бумага,
Совершенствовать
умение
в Пятно, фактура,
картина
печать,
художественных
техниках цвет
обрывание
печатания
и
рисования
пальчиками,
ладошками,
пенопластом, мятой бумагой.
Ларец
Ладошка, мятая Развивать цветовое восприятие,
на
бумага, печать чувство ритма.
высоком дубе пенопластом
Ветер
по
морю гуляет
и кораблик
подгоняет

Любая

Живопись по
мокрому,
выкладывание
берега
из
пшена, печать

Совершенствовать
умения
и Фактура,
навыки
в
свободном пятно
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках.
30

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь,
кисти, иллюстрации, зубная щетка,
расческа

Блюдце с штемпельной подушкой из
тонкого
поролона,
пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета
и размера, смятая бумага, трафареты из
пенопласта, смятая бумага

цвет, Бумага,
акварель,
поролоновые тампоны, кисти,
клей, пшено, печатки, гуашь

3. Оценочные и методические материалы
3.1. Оценочные материалы
Оценочный материал (Приложение 1) соответствует структуре программы и отражает логику
ее построения.
 предлагает использование только тех методик, применение которых позволяет получить
необходимый объем информации в оптимальные сроки;
 позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри возрастного
периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;
 включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально ориентированного тестирования, то есть предлагает
сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее
объективность и точность получаемых данных;
 обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление воспитанников
и нарушение хода образовательного процесса.
С помощью средств мониторинга можно оценить продвижения дошкольника в рамках
данной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой
наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном
учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы,
организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту
развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ развития позволяет оценить эффективность программы.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения
и анализа продуктов детских видов деятельности.
3.2. Методические материалы и наглядные пособия
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2010.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. - М., 2015
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М., 2015
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа.- М., 2016
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.,
2014
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.(5-7 лет)– М., 2013.
(Электронное пособие)
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» - М., 2011
Искусство - детям. Хохломская роспись. – М., 2015
Искусство - детям. Сказочная гжель. – М., 2014
Искусство - детям. Чудесная гжель. – М., 2014
Искусство - детям. Лубочные картинки. – М., 2012
Искусство - детям. Городецкая роспись. – М., 2015
Искусство - детям. Узоры Северной Двины. – М., 2012
Искусство - детям. Жостовский букет. – М., 2015
Искусство - детям. Цветочные узоры Полхов - Майдана. – М., 2015
Демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности. С. Вахринцев,
- Екатеринбург, 2015
31

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Полхов – Майданская роспись; Хохломская роспись; Дымковская игрушка; Гжель;
Городецкая роспись;
Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.
С.В. Погодина, - М., 2014-2015:
Городецкая роспись; Полхов – Майдан; Хохлома.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273;
детские книги;
иллюстрации «Времена года»;
иллюстрации к сказкам;
муляжи фруктов и овощей; плоскостные, объемные игрушки.

32

Список литературы
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2010.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. - М., 2018
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М., 2019
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа.- М., 2019
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.,
2019
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.(3-7 лет)– М., 2013.
(Электронное пособие)
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
Искусство - детям. Хохломская роспись. – М., 2015
Искусство - детям. Сказочная гжель.
– М., 2014
Искусство - детям. Чудесная гжель. – М., 2014
Искусство - детям. Лубочные картинки. – М., 2012
Искусство - детям. Городецкая роспись. – М., 2015
Искусство - детям. Узоры Северной Двины. – М., 2012
Искусство - детям. Жостовский букет. – М., 2015
Искусство - детям. Цветочные узоры Полхов - Майдана. – М., 2015

33

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественноэстетической
направленности изо-студии
«Акварель» Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 119

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка уровня развития
Техника рисования
Рисование
пастой

Критерии оценки

зубной 5 баллов — выполняет задание самостоятельно, владеет
техническими навыками рисования, располагает рисунок на
всем листе, аккуратен в работе.
4 балла — выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
знает способ изображения, ритмично наносит мазки зубной
пастой, правильно пользуется карандашом, старается изобразить
характерные признаки дерева, но точен в соотношении
пропорций.
3 балла — испытывает затруднение рисованием зубной пастой,
не решителен и не аккуратен в работе, не правильно держит
карандаш и не до конца пририсовывает элементы дерева (ствол,
ветви, веточки), нет законченности сюжета.
2 балла — ребенок не всегда прорисовывает характерные линии
дерева, не правильно держит карандаш, нет сюжета в картине;
разъяснения и рекомендации не приносят желаемый результат.
1 балл — ребенок не справляется с данными заданиями;
прослеживаются значительные искажения в рисовании и
расположении рисунка и его формы.

Рисование
на 5 баллов — выполняет задание самостоятельно, без ошибок;
владеет техникой рисования, аккуратен в работе.
скомканной бумаге.
4 балла — владеет техникой рисования, но затрудняется в
расположении сюжета, нуждается в помощи взрослого.
3 балла — ребенок не слышит пояснения педагога, ограничен в
пространстве изображения сюжета.
2 балла — техническими навыками владеет слабо, не работает
без помощи взрослого, слабо держит кисть и не аккуратен в
работе.
1 балл — ребенок не справляется с заданием.

34

Рисование при
помощи
копировальной
бумаги

5 баллов — ребенок в совершенстве владеет техникой
рисования, не нуждается в помощи взрослого, аккуратен в
работе.
4 балла — ребенок частично использует разные цвета
копировальной бумаге в своем рисунке, не всегда получается
симметрия изображения; техническими навыками владеет
самостоятельно.
3 балла — ребенок затрудняется в выполнении задания, не
справляется с рисованием на копировальной бумаге, рисунок
получается смазанным, не использует разноцветные тона
копирки, нет задуманного изображения; не аккуратен в работе. 2
балла — рисунок смазан, не в изображении даже контура,
пользуется только одним тоном копировальной бумаги; не
аккуратен, плохо знает цвета.
1 балл — с заданием справиться ребенок не может.

«Знакомая форма — 5 баллов — ребенок не испытывает затруднений в выполнении
заданий и делает все самостоятельно.
новый образ»
4 балла — технические навыки освоены частично и испытывает
затруднение в прорисовывании обвода стопы; стремится
дополнить сюжет новыми элементами и деталями.
3 балла — ребенок затрудняется в прорисовывании стопы, не
стремится дополнить сюжет, не аккуратен в работе, нуждается в
помощи взрослого.
2 балла — рисунок смазан, нет уверенности в руке при обводе
стопы; требуется постоянная помощь взрослого.
1 балл — ребенок не справляется с заданием.
Разбрызгивание
краски

5 баллов — ребенок совершенен в использовании технических
средств рисования, не нуждается в помощи взрослого, аккуратен
в работе.
4 балла — ребенок частично владеет техникой рисования,
используя щетку и расческу, не правильно набирает краску
щеткой, нуждается в небольшой помощи педагога.
3 балла — ребенок затрудняется использовать при рисовании
щетку и расческу, не уверен в своих действиях, рисунок
сливается в одну большую кляксу, не аккуратен.
2 балла — ребенок не прислушивается к пояснениям взрослого,
не набирает краску щеткой и не распыляет ее при помощи
расчески, не владеет техническими средствами.
1 балл — ребенку требуется постоянная помощь взрослого.

35

Монотипия

5 баллов — ребенок выполняет задания самостоятельно, освоил
технические навыки рисования (складывает лист пополам,
наносит кляксы кистью, разглаживает рукой свернутый лист,
дорисовывает увиденное), соблюдая последовательность. 4
балла — ребенок справляется с заданием частично: не
складывает лист пополам и не аккуратно разглаживает его
рукой, старается дорисовать увиденное.
3 балла — ребенок затрудняется сложить лист пополам и
нанести кляксы, не дорисовывает увиденное, нуждается в
помощи взрослого.
2 балла — ребенок не справляется с последовательность
выполнения заданий, не аккуратен в работе, не дорисовывает.
1 балл — ребенок не справляется с заданием.

Рисование свечой

5 баллов — ребенок выполняет задание самостоятельно, освоил
технические навыки рисования (тонирует лист бумаги,
соблюдает последовательность направления кисти слева на
право; располагает сюжет на всем листе.
4 балла — ребенок справляется с заданием частично:
испытывает затруднение в тонировании листа; знает
направление (лево, право); старается быть аккуратным при
выполнении работы.
3 балла — ребенок затрудняется в выполнении тонирования
листа,
требуется
помощь
взрослого;
не
соблюдает
последовательность направления слева на право; ограничен в
пространстве изображения сюжета, не аккуратен.
2 балла — техническими навыками владеет слабо, не работает
без помощи педагога, не знает направление, слабо держит кисть,
не аккуратен в работе и не усидчив.
1 балл — ребенок не справляется с данными заданиями.

Печатание
растениями

5 баллов — ребенок совершенен в использовании технических
средств рисования, не нуждается в помощи взрослого, усидчив.
4 балла — требуется частичная помощь педагога при
выполнения отпечатка, правильно украшает углы и середину
листа; старается быть аккуратным в выполнении задания.
3 балла — ребенок затрудняется выполнить инструкцию
педагога, печать от оттиска осеннего листа получается
смазанным, в работе не аккуратен; не знает ориентир на листе. 2
балла — рисунок из одних клякс, нет ориентира на листе, не
аккуратен в работе, нет усидчивости.
1 балл — ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого.

36

Рисование на мокром 5 баллов — ребенок не испытывает затруднения в работе,
выполняет задания самостоятельно, техническими навыками
листе
владеет в совершенстве; знает цвета.
4 балла — технические навыки освоены частично, испытывает
затруднения в изображении симметричной дуги радуги;
старается быть аккуратным.
3 балла — ребенок затрудняется в рисовании дуги радуги, путает
цвета, работает грязно.
2 балла — не аккуратен, рисунок сливается в одно большое
пятно, не существует симметрии дуги.
1 балл — ребенок испытывает трудности в рисовании радуги,
нужна постоянная помощь взрослого.
Рисование
веревочкой

Тампонирование

баллов
—
ребенок
самостоятельно
владеет
техникой рисования, аккуратен в работе; в
изображении прослеживается плавность, четкость; располагает
сюжет на всем листе.
4 балла — ребенок освоил частично технические навыки
рисования;
затруднение
испытывает
в
ритмичности
изображения круглой формы, нуждается в незначительной
помощи взрослого.
3 балла — ребенок с затруднениями выполняет инструкции
взрослого: нет в рисунке ритмичности, плавности изображения
круглой формы, работа выполнена грязно, нет законченности
сюжета.
2 балла — ребенку необходима постоянная помощь взрослого в
наклеивании веревочки по контуру, плохо развита мелкая
моторика рук, не аккуратен.
1 балл — ребенок не справляется с поставленными заданиями.
5 баллов — ребенок в совершенстве владеет техникой
рисования, не нуждается в помощи взрослого; равномерно
закрашивает весь образ, аккуратен в работе.
4 балла — ребенок владеет техникой рисования, но не
равномерно закрашивает образ красками, нуждается в
частичной помощи взрослого.
3 балла — ребенок не уверен в своих действиях, рисунок
смазанный; нуждается в постоянной помощи педагога.
2 балла - не владеет техникой рисования, нуждается в
постоянной помощи взрослого; не реагирует на замечания и
рекомендации педагога.
1 балл — ребенок не справляется с данными заданиями.
5

Дата
Фамилия, имя, ребенка_________________

Оценка в баллах
Техника рисования
1 балл

2 балла

3 балла

Рисование зубной
пастой
Рисование
на
скомканной бумаге
37

4 балла

Итоговый
показатель
(среднее
5 баллов значение)

Рисование при
помощи
копировальной
бумаги
Знакомая
формазнакомый образ
Разбрызгивание
краски
Монотипия
Рисование свечой
Рисование
веревочкой
Тампонирование
Итоговый показатель (среднее значение)

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».