Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детского сада № 119
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 119 (далее – Программа) разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022
г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
-
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ
(актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
-
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
-
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
-
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
-
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико- педагогической комиссии» https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
-
Указ Президента Российской Федерации «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9.11.2022 г. № 809 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
-
Устав Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №119 https://119.tvoysadik.ru/sveden/document
В
ДОУ оказываются услуги для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет, включая
коррекцию речи детей от 5 лет до 7 лет.
Образовательная
деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации -
русском.
Учреждение
функционирует в режиме полного дня с 10,5 - часовым пребыванием детей с 7:30 до
18:00 часов и пятидневной рабочей неделей, исключая праздничные и выходные дни.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования, является
нормативно-управленческим документом образовательного учреждения,
характеризующим специфику содержания образования и особенности организации
воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение
разностороннего развития детей в возрасте от 2 до 7 лет по образовательным
областям: физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и
художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.
В Программе МАДОУ
учитывается характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста, необходимая для правильной организации образовательного процесса, как
в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание
Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО включает в себя
следующие разделы - целевой, содержательный, организационный и дополнительный.
Целевой раздел
Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Объем обязательной
части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема.
Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не
более 40% от ее общего объема.
Отбор содержания
Программы ориентирован на образовательные потребности воспитанников и включает
в себя современные образовательные технологии и традиционные методики с учётом
следующих программ и пособий:
- обязательная
часть: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой и учебно-методического
комплекта (далее УМК) к данной программе. Программа «От рождения до школы»
включена в реестр комплексных программ дошкольного образования ФИРО.
- часть
формируемая участниками образовательных отношений:
1. «Дорогою добра:
Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального
воспитания дошкольников» (Коломийченко Л.В.).
2. «Образовательная
программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст»
(О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева).
3. «Формирование
культуры безопасности у детей дошкольного возраста. Парциальная программа»
(Тимофеева Л. Л.).
В учреждении
функционирует логопедический пункт, который открывается Департаментом
образования Администрации города Екатеринбурга на основании акта согласования и
утверждения пакета документов для комплектования логопедического пункта
территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) коррекционно-диагностического
отделения МБДОУ «Центр «Радуга». На основании акта издается приказ МАДОУ об
открытии логопедического пункта на текущий учебный год. В МАДОУ функционирует 6
логопедических пунктов для детей 4 до 7 лет. Выпуск детей осуществляется в
течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи посредством
работы консилиумов в МАДОУ, на освободившиеся места вновь зачисляются дети с
недоразвитием речи.
Содержание
коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и
оказание помощи детям с нарушением в речевом развитии в освоении Программы.
Одним из важных
условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети,
воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса.
Сотрудники МАДОУ
детского сада № 119 признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника,
определяющую путь развития его личности.
Основная цель
сотрудничества детского сада и семьи - изучение запроса родителей (законных
представителей) к ОП ДО воспитания их ребенка; мониторинг возможностей каждой
семьи в соучастии с педагогами по выполнению ОП ДО; содействие созданию между
родителями (законными представителями) коллектива единомышленников, дружеских
взаимоотношений, которые оказывают влияние на микроклимат между детьми. Каждый
педагог на основе анализа создает условия для изучения и обмена опытом семейного
воспитания, приобретаемого и через личные каналы, и из литературы, интернета.
Специфика
деятельности педагога заключается в том, чтобы содействовать развитию любви,
понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями (законными
представителями) на основе открытия ими сына (дочки) как индивидуальности, обладающей
собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников
на данном этапе или отстающей), но при этом имеющей право на терпеливую
поддержку разных форм проявления им одаренности, переходящей с помощью родных в
талантливость.
Инициатива в
установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу. Детский сад
организует взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, включает их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, через
консультативную поддержку семьи в вопросах воспитания, обучения, сохранения и
укрепления здоровья детей.
Организационный
раздел содержит описание материально-технического обеспечения ОП ДО,
обеспечения методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
включает режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Дополнительный раздел ОП ДО МАДОУ является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.