Образовательная программа МАДОУ детского сада № 119
Описание образовательной программы
Образовательная
программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского
сада № 119 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа разработана
в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
-
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ
(актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный
№ 30384) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
-
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
-
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
-
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
-
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020
№ 59599) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико- педагогической комиссии» https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
-
Указ Президента Российской Федерации «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9.11.2022 г. № 809 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
-
Устав Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №119 https://119.tvoysadik.ru/sveden/document
В
ДОУ оказываются услуги для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет, включая
коррекцию речи детей от 5 лет до 7 лет.
Программа
отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
В
соответствии с пунктом 1.9 ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) программа реализуется на государственном языке
Российской Федерации.
Программа
реализуется в очной форме в течение всего времени пребывания ребенка в детском
саду. Учреждение работает в режиме полного дня (10,5-часового пребывания),
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с 10,5 - часовым пребыванием детей с
7.30 до 18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная
часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒
воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную 6 школу, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В
части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на
развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных
практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом
приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения
коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей, и их
родителей.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа
представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒
рабочая программа воспитания,
‒
режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒
календарный план воспитательной работы.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1)
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2)
характер взаимодействия со взрослыми;
3)
характер взаимодействия с другими детьми;
4)
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В
целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает описание:
‒
задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
‒
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒
способов поддержки детской инициативы;
‒
особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей.
Содержательный
раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒
материально-техническое обеспечение Программы;
‒
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В
разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
На
основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации
дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая
образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая
пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его
предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы
сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников
образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных
представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и
разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим
особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка),
материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Кроме
того, согласно ФГОС ДО Программа включает дополнительный раздел: краткая
презентация Программы МАДОУ детского сада № 119, предназначенная для родителей
(законных представителей) воспитанников.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, представлена парциальными программами:
1.
«Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и
социального воспитания дошкольников» (Коломийченко Л.В.).
2. «Образовательная программа дошкольного
образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст» (О. А. Трофимова, О. В. Толстикова,
Н. В. Дягилева).
3. «Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста. Парциальная программа» (Тимофеева Л. Л.).